Урок русского языка в 6 классе: «Правописание слов с ПОЛ
Урок 6 класс Дата__________
ТЕМА: Правописание слов с ПОЛ — (-ПОЛУ)
Цель урока:
Развитие навыков самонаправленности в определении слитного и дефисного написания слов с пол- и полу- через определение последующей буквы.
Развивающая:
развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
Воспитывать бережное отношение к родному языку, уважительное отношение к лексическим запасам языка;
Оборудование:
Сборные схемы, таблицы, учебник, листы с рабочими материалами для учащихся.
__________________________________________________________________________________________
Организационный момент.
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока
Слово учителя:
Слушаем стихотворение
Я пришел из школы:
Мамы дома нет.
На столе оставлен
Для меня обед:
Полбатона хлеба,
Полсудка борща,
И на сковородке
Ровно пол-леща.
Если мамы дома нету,
Полминуты не теряй
И варенье из буфета
Поскорее доставай!
У меня сегодня
Был такой обед:
Полкило варенья,
Полмешка конфет.
Пол-арбуза с тортом,
Апельсин с халвой.
(Я еще не мертвый,
Но полуживой.)
Я не ем уж полнедели,
Я не сплю уж пять ночей,
У моей стоят постели
Ровно пол-Москвы врачей.
Запишите все слова с приставками ПОЛ — (-ПОЛУ)
Определить, как нужно писать данные слова (через дефис, раздельно или слитно),
Объяснение
Слова
Объяснение
Слова
Объяснение
1.пол…дня
2.пол…лица
3.пол…Москвы
4.полу…финальный
5.пол…ящика
6.пол…эмалированного ведра
1.пол…стакана
2.пол…большой тарелки
3.полу…месяц
4.пол…России
5.пол…арбуза
6.пол…лагеря
1.пол…гранёного стакана
2.полу…разрушенный
3.пол…огурца
4.пол…Америки
5.пол…лепёшки
6.пол…страны
Раскройте скобки.
Полбеды, полу — автомат, пол- окна, полу — остров, пол — осени, пол — лица, пол — Европы, ползимы, полушёпот, пол — атласа, полгорода, пол — аллеи, полслова, пол — Киева, пол — лошади, полукруг, полплощади, пол — литра, полудремота, пол — алфавита, пол -утки, пол — ложки, пол — Байкала.
Выполняем упражнение___________________________________________________
Домашнее задание________________________________________________________
Искл.: поллитровка
————————————————————————————————-
Искл.: поллитровка
infourok.ru
Урок «Правописание слов с пол- и полу-«
Тема: Правописание сложных слов с пол-, полу-
Цель: познакомить с правилами правописания сложных слов; отработать навыки слитного и дефисного написания слов с пол-, полу-; развивать творческие способности учащихся; формировать языковую и речевую компетенции учащихся.
Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал для наблюдения, толковый словарь, русско-украинский словарь, учебник.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
-
Упражнения 308 и 309 (по выбору учащихся).
-
Перечень сказочных предметов, названия которых образованы путем сложения слов.
Вопрос классу:
— Как пишутся эти названия? Что собой представляет вторая часть слова?
III. Актуализация знаний учащихся.
Игра «Четвертое лишнее»
Слово учителя. В каждой строчке размещены слова, содержащие одну и ту же орфограмму, но одно из слов лишнее, в нём иная орфограмма. Вам необходимо найти это слово и аргументировать свой выбор. Запишите те слова, которые соответствуют данному правилу.
Учитель. Лишними оказались слова полкласса, пол-огурца, пол-Европы, пол-лимона, полушка.
Словарная работа. А что значит слово полушка? Посмотрите в толковом словаре. Будет ли это слово сложным?
IV. Работа над темой урока
-
Мотивация
Слово учителя. Обратите внимание на слова, выведенные на слайде.
— Что общего у всех этих слов? (Часть пол- и полу-)
Эти слова оказались лишними в нашем задании, но у нас на уроке они станут главными действующими персонажами. В этих словах остались знаки вопроса, позже мы сможем объяснить написание. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишите её в тетрадь.
-
Ознакомление с новым материалом
Исследовательская работа (см. приложение 1)
Задание. К вам в руки попал интересный документ. Он представляет собой набор словосочетаний, в каждом из которых есть слова с одинаковым началом, но пишутся эти слова по-разному. Необходимо установить закономерность в написании и постараться сформулировать правило.
Слово учителя. Сегодня с нами работать будет личность вам уже известная. Это человек смелый, целеустремлённый, умный. Узнаёте? ( Робинзон Крузо). Кто это? Персонаж какого произведения? Робинзон попал в затруднительное положение: пираты владеют картой, которая может указать путь домой, но чтобы получить её, необходимо выполнить несколько заданий, а помогут в этом наши исследователи. Удалось ли вам понять закономерность написания слов? Тогда приступим.
Отчет группы исследователей
Вопросы исследователям:
— Какая общая часть у всех слов?
— Какие существуют способы написания?
— В каких случаях пишем слитно? В каких – через дефис?
Работа с учебниками. Давайте проверим, верны ли выводы. Откроем учебник на странице и прочитаем правило.
-
Закрепление материала
а) Распределительный диктант
Слово учителя. Первая половина карты в руках у Робинзона. Чтобы получить вторую, необходимо распределить плоды в две корзины: в первую те, название половинок которых пишется слитно, во вторую те – чьи пишутся через дефис. А вы в тетради записываете в два столбик
Давайте проверим. Задание выполнено. Обе половинки карты у Робинзона. Давайте соединим их. И что же у нас получилось? Всё ли на месте? Чего не хватает?
б) Игра «Репортёр»
Слово учителя. Робинзон отправился домой. В какой стране он живёт? Мы бы никогда не узнали о его приключениях, если бы не вездесущие репортёры. Сейчас вам предстоит составить небольшой отчёт о невероятных приключениях Робинзона Крузо, используя опорные слова. Прочитайте, что у вас получилось.
в) Работа с учебником – игра «Переводчик»
Учитель. Поскольку жил Робинзон в Англии, то и историю свою он рассказывал на английском языке. Для того, чтобы познакомить с ней читателей других стран, понадобилась работа переводчиков. У вас сейчас есть возможность попробовать свои силы в этом деле. Но на английский язык роман мы переводить не будем, а займёмся переводом с русского на украинский язык. Как вы думаете, что должен знать переводчик? (правила написания). Сейчас мы сравним правописание сложных слов с пол-, полу- в русском и украинском языках. Рассмотрите табличку.
Что вы заметили? (совпадает написание пів + власна назва, остальное отличается). Что ж, к переводу готовы.
г) Выборочный слуховой диктант
Задание. Из текста песенки Радио-няни выпишите в два столбика слова с пол-, полу-:
Я пришел из школы – мамы дома нет.
На столе оставлен для меня обед.
Полбатона хлеба, полсудка борща
И на сковородке ровно пол-леща.
Был ли это полдник , или был обед? —
Полкило варенья, полмешка конфет.
Пол-арбуза с тортом, апельсин с халвой,
Я еще не мертвый, но полуживой.
Я не ем уж полнедели
И не сплю по полночей,
И дежурят у постели
пол-Симферополя врачей.
Перед л и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово пол- – любому ясно –
Отделяется чертой.
V. Подведение итогов урока
Слово учителя. В начале урока мы оставили вопросительные знаки в словах, которые оказались лишними. Пришло время заполнить пробелы. Расскажите о написании данных слов.
VI. Домашнее задание
1.Выполнить упражнение №____ или № _____.
2. Продолжить лингвистическую сказку по данному началу (см. приложение 2).
Интернет ресурсы:
-
http://school.xvatit.com/index.php?title=
-
http://liter.assistancerussia.org/liter.php?proizvid=17201
-
http://www.kazakova-op.ru/russkiy-14-1.html
Приложение 1
Материал для наблюдения
Туча в полнеба
Прочитать полрассказа
Обойти пол-Киева
Сдуть пол-одуванчика
Проплыть пол-озера
Съесть полкалача
Исписать полтетради
Съесть пол-яблока
Знакомы полгода
Пройти полсвета
Проехать пол-Азии
Понимать с полуслова
Отрезать пол-луковицы
Прошагать полземли
Приложение 2
Однажды к королю Словообразование пришло слово «половина».
— Ваше Величество, — сказало оно, — только Вы можете мне помочь. Моя беда в том, что все слова, к которым я присоединяюсь, чувствуют себя обиженными: ведь тогда они теряют, по их мнению, половину своего лексического значения. Поэтому, завидев меня издали, имена существительные стараются отойти подальше. Не можете ли Вы велеть им примкнуть ко мне вплотную, чтобы везде и всегда я была с ними?
— Хорошо, — подумав, ответил король. – Но для этого мне придется сократить тебя более чем наполовину.
— И я тогда не останусь в одиночестве? – обрадовалось слово «половина»
— Нет, ты будешь входить в состав сложносокращенных слов. А они в основном пишутся. И, сократив слово до корня пол- , король Словобразование стал присоединять его к словам, начинающимся с гласной.
infourok.ru
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Правописание пол и полу со словами.
Слайд 1
Правописание слов с пол-, полу урок русского языка для учащихся 6 класса
Слайд 2
Словарная работа Веж лив ый Веж лив ость Веж лив о Др. рус . – Вежа – знающий правила Соблюдаю- щий правила поведения, учтивый
Слайд 3
Словарная работа М а терия М а териал М а тер чат ый Лат. Матер – Мать, основа То, из чего состоит Вселенная Ткань для одежды. Предмет беседы .
Слайд 4
Подумайте : Полпомидора или Пол–помидора ? Полапельсина или Пол-апельсина ?
Слайд 5
Проанализируйте и сделайте вывод
Слайд 6
Узелки на память Дефис перед л Пол- л имона Пол- л инии Пол- л уковицы Но : по лл итровка
Слайд 7
Дефис перед гласной и перед заглавной буквой Пол- а пельсина Пол- я блока Пол- о кна Пол- Е вропы Пол- М осквы Пол- Б айкала
Слайд 8
Слитно перед остальными согласными и в словах с полу- Пол д оски Пол п арты Пол с тены Но : Пол чайной ложки Полу месяц Полу защитник полу тьма
Слайд 9
Рифмовка Перед “ л ” и перед гласной , Перед буквой прописной , Корень пол , любому ясно, Отделяется чертой .
Слайд 10
Прочитайте и объясните правописание выделенных слов Я пришел из школы, Мамы дома нет. На столе оставлен Для меня обед. Полбатона хлеба, Полсудка борща И на сковородке Ровно пол-леща.
Слайд 11
У меня сегодня Был такой обед : Полкило варенья, Полмешка конфет, Пол-арбуза с тортом, Апельсин с халвой… Я еще не мертвый, Но полуживой.
Слайд 12
Спишите, раскрывая скобки. Прокомментируйте Вымыл пол(окна) Нач…ртить ц…ркулем полу(круг) Р…шать задачи пол(урока) Выше на пол(г…ловы) Ук…зать границу полу(пустыни) Занять под упр…жнение (пол)листа Рас…читывать на хорошие оценки за полу(годие)
Слайд 13
Отгадайте слово по его значению, запишите 1. Середина дня, время высшего стояния солнца над горизонтом, соответствующее 12 часам. 2. Расстояние, равное половине шага. 3. Небольшая железнодорожная станция. 4. Половина литра. 5. Короткая, до колен, зимняя верхняя одежда из меха. 6. Слабое освещение, близкое к темноте. 7. Часть суши, с трех сторон омываемая морем, а с четвертой примыкающая к материку. 8. Половина Европы.
Слайд 14
1. пол д ень 2. пол ш ага 3. полу станок 4. по л-л итра 5. полу шубок 6. полу мрак 7. полу остров 8. пол -Е вропы Правильные ответы
Слайд 15
Диктант с самопроверкой К полу ночи с просв и стом пр о не сс я ветер, а за ним пот я нулась густая пр о хлада и гор ь кая пыль. З а ря запылала п о жаром и о хв а тила пол н еба. Ш и рокая степь с бросила с себя утре нн юю полу тень, улыбнулась и засв е ркала р о сой.
Слайд 16
Распределите в два столбика (Полу)ф…нал, (пол)Челябинска, (пол)тайма, (пол)часа, (пол)автобуса, (пол)игры, (полу)защитники, (полу)метровое ра…стояние, (пол)света, об…ехал (пол)области, (пол)ст…диона, и…п…сал (пол)тетрад…
Слайд 17
Проверьте Слитно Полу ф и нал Пол т айма пол ч аса Полу защитники Полу метровое ра с стояние Пол с т а диона Пол с вета И с п и сал пол т етрад и Через дефис Пол- Ч елябинска Пол- а втобуса Пол- и гры Об ъ ехал пол- о бласти
Слайд 18
Творческая работа Напишите сочинение-миниатюру, используя слова из предыдущего упражнения
Слайд 19
Подводим итоги
Слайд 20
Тест
Слайд 21
Окажите услуги скорой помощи Пете Двойкину Отрезал поляблока Поллуга занято водой Использовал поллиста Занял пол-дома Западное полу-шарие Отрезал пол-яблока Пол-луга занято водой Использовал пол-листа Занял полдома Западное полушарие
Слайд 22
Домашнее задание 1. Выучить правило. 2. Подобрать и записать свои примеры (на каждое положение 2 примера)
nsportal.ru
Сложные слова с пол-, полу-
Предмет: русский язык
Класс: 6
Дата: 5 октября 2015 года
Тема урока: Сложные слова с пол-, полу-
Цели: 1. образовательные: ознакомить с правилами правописания сложных слов с пол-, полу-;
2. развивающие: развивать образность мышления, воображение, речь,
3. воспитательные: воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, тетрадь, карточки
Ход урока
-
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку
-
Повторение пройденного материала (письменно) на карточках.
– Вставьте нужные слова в правило, которому подчиняется орфограмма
Карточка 1.После ____________________, которая оканчивается на ___________________, пишется буква _____, Карточка (Жанабергенов Азамат) Вставить пропущенную букву |
От грать первый период; меж гровая тренировка; вз гравшее самолюбие; с грать вальс; под грать на гитаре; без скусный рассказ; провести об ск; меж нститутские соревнования; чувство без сходности; из мать документы; пред дущий сезон; меж здательское объединение; из скивать средства; с змала закаляться; без нициативный работник.
3. Постановка целей и задач урока
4. Объяснение нового материала Презентация
А)Слайд 2
пол — Европы пол – листа пол – апельсина
пол — Москвы пол – лимона пол — яблока
пол — Байкала пол – луковицы пол – окна
Самостоятельно сделайте вывод
Б) Слайд 3
Полумесяц
Полутьма
Полузащитник
Полуулыбка
Сделайте вывод
В) Выборочный диктант. Слайд 4
Выписать слова с корнем пол- , объяснить орфограмму (запись в тетрадях и на доске – по цепочке).
Я пришёл из школы: мамы дома нет.
На столе оставлен для меня обед:
Полбатона хлеба, полсудка борща
И на сковородке ровно пол-леща.
(для справки: судок –1.Небольшая чашка, миска с ручками. 2.Приспособление для переноски кушаний в виде нескольких кастрюлек, поставленных одна на другую и скрепляющихся ручкой.) Если мамы дома нету, полминуты не теряй
И варенье из буфета поскорее доставай.
У меня сегодня был такой обед: полкило варенья, полмешка конфет,
Пол – арбуза с тортом, апельсин с халвой (я ещё не мёртвый, но полуживой).
Я не ем уж полнедели, я не сплю уж пять ночей,
У моей стоит постели ровно пол – Москвы врачей.
Г) Подсказка Слайд 5 (устно)
Д) Примеры слов с полу- Слайд 6 (записать в тетеради)
Е) Тренировочное упражнение
Полдома, пол-избы, …тетради, …листа, …десятого, …одиннадцатого, …мандарина, …апельсина, …лимона, …груши, …яблока, …города, …Африки, …страны, …Федоровки, …шубок, …станок, …оборот.
Ж) Составить слова спол- Слайд 7, Проверка — слайд 8
З) Записать предложения, раскрывая скобки.
Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. (Былина)
(Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли. (В.Харитонов)
Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. (П.Шубин)
Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. (Ю.Нагибин)
5. Домашняя работа Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их постановку.
Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. Разломила она (пол)яблока да подала его Ивану со словами Съешь мой друг не побрезгуй.
6. Подведение итогов
7. Комментирование оценок
kopilkaurokov.ru
Правописание пол-(полу-)с именами существительными
Урок русского языка в 6 бклассе.
Тема: Правописание пол-(полу-)с именами существительными
Цели:
Метапредметные :
самостоятельно формулировать тему, проблему; сравнивать и анализировать, выделять главное;
извлекать необходимую информацию;
Регулятивные УУД:
работать по данному плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД:
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
уметь общаться, взаимодействовать.
Личностные :
стремиться к совершенствованию собственной речи;
испытывать потребность в самовыражении через слово;
толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать; быть деликатным, дисциплинированным, ответственным;
положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Предметные:
узнать о правописании сложных существительных с ПОЛ- и ПОЛУ-;
научиться применять свои знания на практике.
Ход урока:
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинается урок.
-Здравствуйте, ребята, рада вас видеть. Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.
Сегодняшний урок я бы хотела начать с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».
-Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей)
-Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания.
-Запишите число в рабочие тетради. (Слайд №1)
1.Творческий диктант.
Задание1Замените читаемые словосочетания одним словом – сложным существительным: помогать взаимно (взаимопомощь), любить труд (трудолюбие), любить свободу (свободолюбие), тот, кто ходит пешком (пешеход), несерьёзное отношение (легкомыслие), любить жизнь (жизнелюбие), лес и степь (лесостепь), новая стройка (новостройка), ученик старшего класса (старшеклассник).
Выделите корни, подчеркните соединительные гласные.
Самопроверка.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
. Давайте вспомним материал прошлого урока.
— Распределите слова в зависимости от их правописания: слитно и через дефис.
Землетрясение, сенокос, самолет,юго-восток, дом-музей,Ростов-на-Дону(сложные сущ-е, в состав которых входят частицы, союзы, предлоги); сложные сущ-е, обозначающие наименование специальностей, должностей, званий), пол…листа
Землетрясение
сенокос
самолет
юго-восток
дом-музей
Ростов- на -Дону
пол- листа
— Ребята, трудным ли было задание? Что было труднее всего?
3. Целеполагание.
-Вы многое знаете, но тема «Правописание сложных существительных» полностью нами ещё не изучена. Мир сложных существительных очень богат.
Предположите дальнейший путь её изучения. У каждого из вас на парте лежит листик, на котором написаны различные цели урока. Выберите те, которые вы хотите поставить перед собой на сегодняшнем уроке, и обведите их в кружочек. (Заслушивание нескольких учащихся)
-Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, правильно писать такие слова.
1.-Прочитайте стихотворение на слайде
Я пришел из школы:
Мамы дома нет.
На столе оставлен
Для меня обед:
Полбатона хлеба,
Полсудкаборща,
И на сковородке
Ровно пол-леща.
Если мамы дома нету,
Полминуты не теряй
И варенье из буфета
Поскорее доставай!
У меня сегодня
Был такой обед:
Полкило варенья,
Полмешка конфет.
Пол-арбуза с тортом,
Апельсин с халвой.
(Я еще не мертвый,
Но полуживой.)
Я не ем уж полнедели,
Я не сплю уж пять ночей,
У моей стоят постели
Ровно пол-Москвы врачей.
-Ребята, вы улыбались при чтении данного текста?
-Какие слова вызвали у вас улыбку, в чём их отличительная особенность? ( Слова с пол-)
-Какова цель использования таких слов в тексте? (Создание комической ситуации).
Постановка учебной задачи. Формулирование темы и цели урока.
Запишите тему урока
«Правописание слов с пол-(полу) с именами существительными»
-Посмотрите на слова с пол-и скажите, как пишется ПОЛ- с этими словами?
+(Слитно и через дефис).
-А теперь подумайте, какова ещё одна проблема нашего урока?
1.Решить, когда ПОЛ- пишется со словами через дефис, а когда слитно
2.Нам необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании).
-Посмотрите только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся слитно.
Проанализируйте примеры и сделайте вывод
Свои наблюдения заносите в таблицу, которая лежит у каждого из вас на столе.
-
Написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-
-
Дефисное написание
Слитное написание
Сверьте свою схему со схемой на доске.
-
Написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-
-
Дефисное написание
Слитное написание
Перед гласными
Перед прописными буквами
Перед буквой
Л
Перед согласными
Начинаются С ПОЛУ-
Проанализируйте примеры и сделайте вывод.
Через дефис-
1.Находится перед гласными
2. Перед прописными буквами
3. Перед буквой -л-,
4 Перед согласными? (б, с, м, к, н).
Вы совершили открытие
— Какова же тема сегодняшнего урока? Запись темы и целей урока на доске
Свои наблюдения заносите в таблицу, которая лежит у каждого из вас на столе.
(Демонстрация слайдов № 5, 6, 7, 8)
5. Построение проекта выхода из затруднения.
-Ребята, как можно проверить, правильные ли выводы мы сделали? (Познакомиться с теоретическим материалом учебника).
Работа учащихся с лингвистическим текстом. Знакомство с текстом учебника стр.58(III часть)
(Добывание знаний, информации)
— Какая новая информация содержится в учебнике? ( Кроме слов с ПОЛ-, есть ещё и слова с ПОЛУ-. С ПОЛУ- слова пишутся всегда слитно). (Слайд №9)
Примеры слов с ПОЛУ
Полуграмотный
Полушубок
Полугодие
Полулежать
Полусидеть
Полугодовалый
Полуграмотный
Полуулыбка
Полушутя
Полубольной
Полумесячный
-Добавьте в свою табличку свои наблюдения. (В раздел «Слитное написание» добавляется ещё одна колонка).
-Молодцы, вы самостоятельно составили схему написания имён существительных с ПОЛ- и ПОЛУ-
Молодцы. Сколько всего нужно вам знать!
5. -Сделайте теперь устное сообщение о правописании существительных с ПОЛ-(ПОЛУ), пользуясь алгоритмом в тетрадях и на доске. Приведите собственные примеры. (Один ученик рассказывает правило.
Физминутка.
6. Аналитический блок. Включение новых знаний в систему знаний.
3) Звуковой диктант.(Слайд №14).
4) Работа в группе. (Раздаточный материал).
(Пол)беды, (полу)автомат, (пол)окна, (пол)России, (полу)остров, (пол)осени, (пол)лица, (пол)Европы, (пол)зимы, (полу)шёпот, (пол)атласа, (пол)города, (пол)аллеи, (пол)слова, (пол)Киева, (пол)лошади, (полу)круг, (пол)площади, (пол)литра, (полу)дремота, (пол)алфавита, (пол)утки, (пол)ложки, (пол)Байкала.
-1 группа записывает слова с пол- перед гласными
-2 группа записывает слова с пол- перед прописными буквами
-3 группа записывает слова с пол-перед буквой Л
-4 группа записывает слова с пол- перед согласными
-5группа записывает слова с полу-
1 группа. Выпишите слова с пол- перед гласными
-2 группа Выпишите слова с пол- перед прописными буквами
-3 группа Выпишите слова с пол-перед буквой Л
-4 группа Выпишите слова с пол- перед согласными
-5группа Выпишите слова с полу-
-1 группа записывает слова, которые нужно записать в 1-ую колонку -перед гласными.
(пол-окна, пол-осени, пол-атласа, пол-аллеи, пол-алфавита, пол-утки)
-2 группа записывает слова, которые нужно записать во 2-ую колонку — перед прописными буквами
пол-России, пол-Европы, пол-Киева, пол-Байкала)
-3 группа записывает слова, которые нужно записать в 3-ю колонку-перед буквой л ,
пол-лица, пол-лошади, пол-литра, пол-ложки)
-4 группа записывает слова, которые нужно записать в 4-ую колонку- перед согласными
-полбеды, ползимы,полгорода, полслова, полплощади)
5 группа- полуавтомат, полуостров, полушёпот., полукруг, полудремота
5) Резерв. Тест. (Интерактивная доска). (Слайд №15).
7. Рефлексия.
Друзья мои, я очень рада,
Что состоялся наш урок.
Ну а сейчас приходит время
Уроку подвести итог.
-Какие цели вы поставили в начале урока?
-Достигли ли мы целей урока?
-Понравилась ли вам тема, упражнения урока?
-Какое настроение у вас сейчас?
-Сегодня, ребята Вы неплохо поработали. Оценки за урок получают…
8. Домашнее задание.
-Исходя из темы урока, какое у вас может быть Д/З?
3)Составьте текст о приготовлении любимого блюда, употребляя существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.
infourok.ru
Разработка урока по русскому языку на тему «Правописание слов с пол- (полу-)»
План урока по русскому языку (6 класс)
Тема: Правописание слов с пол- (полу-)
Цель:
-
формирование умений в написании сложных слов с пол/полу;
-
формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий;
-
обучение чуткому и внимательному отношению к слову, любви к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
— Сегодня на уроке мы продолжим изучение способов образования слов в русском языке. Но прежде вспомним изученное. Ответьте на вопросы (фронтальная работа):
— На какие две группы по способам образования делятся слова? (Морфемный и неморфемный).
— Назовите морфемные способы образования слов вместе с примерами.
— Приведите примеры слов, образованных неморфемным способом. (Например, сбербанк, спецкурс, плащ-палатка; сухофрукты, сталелитейщик; соковыжималка, черноморец).
III. Целеполагание.
— Вы многое знаете, но тема «Словообразование» полностью нами ещё не изучена. Предположите дальнейший путь её изучения. Сформулируйте цели урока. (Дети выступают с ответами)
— Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, правильно писать такие слова.
IV. Изучение нового.
Я пришел из школы, мамы дома нет,
На столе оставлен для меня обед:
Полбатона хлеба, полсудка борща
И на сковородке ровно пол-леща.
Если мамы дома нету,
Полминуты не теряй
И варенье из буфета
Поскорее доставай.
Поскорее доставай.
У меня однажды был такой «обед»:
Полкило варенья, полмешка конфет,
Пол-арбуза с тортом, апельсин с халвой…
Я еще не мертвый, но полуживой.
Я не ем уж полнедели,
Я не сплю уж пять ночей,
У моей сидит постели
Ровно пол-Москвы врачей.
Вот теперь нам стало ясно,
Не забудем никогда:
Слово пол с любой согласной
Слитно пишется всегда.
Слитно пишется всегда.
У меня сегодня был такой «обед»:
Полкило варенья, полмешка конфет,
Пол-арбуза с тортом, апельсин с халвой…
Я еще не мертвый, но полуживой.
Перед «л» и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово пол, любому ясно,
Отделяется чертой.
— Ребята, вы улыбались при чтении данного текста. Какие слова вызвали у вас улыбку, в чём их отличительная особенность? ( Слова с пол-, полу-).
— Какова цель использования таких слов в тексте? (Создание комической ситуации).
2. А теперь подумайте, какова ещё одна проблема нашего урока? (Решить, когда ПОЛ- пишется со словами через дефис, а когда слитно).
— Посмотрим только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся слитно. Проанализируйте примеры и сделайте вывод. Перед какими буквами в этих словах стоит ПОЛ? (б,с,м,к,н).
— А какие звуки обозначают названные буквы? (Согласные).
— Сделаем вывод о том, когда ПОЛ- пишется со словами слитно. (Если слово начинается с согласного звука).
3. — А теперь выпишите из стихотворения слова с ПОЛ-, которые пишутся через дефис (пол-леща, пол-арбуза, пол -Москвы).
— Проанализируем теперь эти примеры, подумаем, почему в этих словах ПОЛ- пишется через дефис? (Находится перед гласной, перед согласной -л-, перед заглавной буквой).
— Молодцы, ребята. Вы совершили открытие
4. — Чем отличается от всех подчеркнутых слов слово «полуживой»? (полу-пишется слитно). Приведите свои примеры слов с начальным ПОЛУ-.
Полушубок
Полугодие
Полулежать
Полусидеть
Полугодовалый
Полуулыбка
Полушутя
Полубольной
Полумесячный
5. — Сделайте теперь устное сообщение о правописании существительных с ПОЛ-(ПОЛУ), пользуясь алгоритмом в тетрадях и на доске. Приведите собственные примеры.
V. Закрепление.
— Полгитары, пол-лодки, полвазы, полсумки, полмяча, полкорабля, пол-лимона, пол-яблока, полтелефона, полрыбы.
— Поднимите руку, у кого одна ошибка? Поставьте себе «4». А у кого ни одной ошибки, поставьте себе «5».
VI. Итоги урока.
— Какова грамматическая тема нашего урока? Какие задачи Вы поставили в начале урока?
— Когда слова с ПОЛ-/ПОЛУ — пишутся с существительными через дефис, а когда слитно? (Следуют ответы)
— Каков способ образования таких слов? Какой морфемой является ПОЛ-/ПОЛУ-?
— Достигли ли мы целей урока?
VII. Домашнее задание.
Составьте текст, употребляя существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.
infourok.ru
Урок русского языка в 6 классе «Правописание слов с пол-, полу-«
Учитель русского языка и литературы
Красноборской средней общеобразовательной
школы Вешкаймского района
Скиртач Надежды Алексеевны
Урок русского языка в VI классе
по теме: «Слитное и дефисное написание
сложных слов с пол-, полу-»
Цели и задачи урока: — познакомить учащихся с написанием сложных слов с пол-, полу-; учить предупреждать и исправлять орфографические и речевые ошибки; развивать воображение, навыки самостоятельной работы.
— совершенствовать и развивать учебно-языковые умения и навыки учащихся;
— совершенствовать словарный запас учащихся;
— содействовать формированию культуроведческой, языковой и коммуникативной компетентностей школьников;
— развивать логическое мышление;
— воспитывать и развивать чувство внимательности в работе, ответственности за получение новых знаний;
— способствовать развитию и совершенствованию умений и навыков использовать полученные знания в практической работе.
Планируемые результаты: научатся правильно употреблять слова с пол-, полу-; предупреждать и исправлять орфографические и речевые ошибки, объяснять языковые явления.
УУД. Личностные: имеют мотивацию к учению, осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные вязи, делают выводы; извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах.
Оборудование: тесты, загадки, тетради-справочники, таблица, слайдовая презентация «Сказка о пол-, полу-», компьютер.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
-
Психологическая установка
-
Проверка выполнения домашнего задания.
-
Орфографическая работа
Записать сложные слова-отгадки, образованные сложением основ, сложением слов, определить способ образования, объяснить правописание соединительных гласных.
-
Заурчу, закричу, под небеса улечу. (Вертолет)
-
Хвостом льет, а клювом пьет. (Водопровод)
-
Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)
-
У меня, который год, ежик в комнате живет. Если пол намазать воском, он натрет его до лоска. (Электрополотер)
-
Сверху — дыра, снизу – дыра, а в середине – огонь, да вода. (Самовар)
-
Чудо-дворник перед нами, загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейший сугроб. (Снегоочиститель)
-
Летит птица – небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет)
-
На что не взглянет этот глаз – все на картинке передаст. (Фотоаппарат)
Проводится игра «Найди лишнее слово»
-
Петя ушиб колено ноги.
-
Собрание будет в конце декабря месяца.
-
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
-
Путешественники ослабли от недоедания пищи.
-
В мае 25 числа мы закончим учебный год.
-
Изучение нового материала.
-
-
Запись темы урока в тетради «Правописание сложных слов с пол-, полу».
— Сложные слова могут быть образованы сложением части основы пол- (половина) и существительного в родительном падеже, например: полсада, пол-луковицы, пол-России.
-
Знакомство учащихся с таблицей о правописании сложных слов с пол-, полу-.
Пол-листа
Пол-лимона
Перед «Л»
Через дефис
Пол-апельсина
Пол-яблока
Перед гласным
Пол-Европы
Пол-Вешкаймы
Перед прописной
буквой
Полсмены
Полпарты
Полгода
Перед остальными согласными
Всегда слитно
Полутьма
Полумрак
Полуостров
Всегда слитно
-
– Как можно сформулировать правило о правописании сложных слов с пол-, полу-?
-
Запись правила о правописании сложных слов с пол-, полу- в тетрадь-справочник.
-
Закрепление нового материала.
-
Сказка о пол-, полу- (презентация).
-
Пол царства за сказку, — сказал кот Баюн.
-
А как ты напишешь полцарства? – спросила бабушка Орфографушка.
-
Не знаю…
-
Тогда тебе эта сказка необходима. Слушай внимательно.
Жили-были слова с пол-: полдороги, полсумы, полвека. Согласные жили в полном согласии, в обнимку, дружно. И никогда не жалели, что из звезды получилось ползвезды, из торта – полторта.
(Проводится глухой диктант. На экране рисунки, на которых изображены: книга, торт, звезда, свеча, стол, шишка, карандаш, морковь, тюльпан, ромашка).
— А сказка продолжается.
— Но, буква «Л», Гласные буквы и Заглавные возмутились,
«Л», Гласные и Заглавные дефисом отделились
— Теперь продолжим диктант. (На экране изображения предметов, картинки: ягода, лампочка, лимон, окно, лист клёна, яблоко, апельсин; написаны слова: Москва, Ульяновск, Красный Бор, Липецк).
Проверьте правильность написания слов глухого диктанта по ранее записанной таблице.
-
Объяснительное письмо.
-
Всю неделю шел дождь, и пол-луга оказалось под водой.
-
Лениво дышит полдень мглистый.
-
Команда легкоатлетов вышла в полуфинал.
-
В полночь наступил свет в долине.
-
Полгода жизни на полуострове пролетели очень быстро.
3. Выборочное письмо.
-
Пол – Европы прошагали, полземли, этот день мы приближали, как могли.
-
Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему полсердца, полсилы.
-
Широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
-
Полдороги Владик и Толя бежали молча.
-
Полдома было ярко освещено.
-
Муму съела полтарелки и отошла.
-
В нее (Волгу) смотрелось пол-России.
-
У бассейна уже собрались пол-лагеря.
4. Работа с тестами.
Тест №1
Найти предложение, в котором существительное с пол- пишется через дефис.
А) Сторож через полчаса вернулся с елкой, настоящей таежной красавицей.
В) Написали Жигану бумагу, и много ребят подписались под той бумагой – целые пол-листа.
С) В полудреме Гек надел валенки, добрался до стола и сел на табуретке.
Тест №2
Определить предложение, в котором существительное с пол-, полу- пишется слитно.
А) На решение задачи ушло пол-урока.
В) Заря запылала пожаром и захватила полнеба.
С) Хозяин поставил перед нами пол-арбуза.
Тест №3
Определить ряд, в котором слова с пол- и полу – пишутся через дефис.
А) Пол-Москвы, полдень, полуфинал.
В) Пол-луга, полукруг, полуостров.
С) Пол-игры, пол-Байкала, пол-Барыша.
Тест №4
Определить ряд, в котором сложные слова пишутся слитно.
А) Полдома, пол-улицы, пол-Киева.
В) С полуслова, вполсилы, пол-листа.
С) Полжизни, полвека, полкниги.
Ключ:№1 – В; №2 – В; №3 – С; №4 – С.
-
Рефлексия. Обобщение материала урока.
— Что вы узнали о правописании сложных слов с пол-, полу- ?
— Привести примеры.
— Что для Вас было трудным на уроке?
— Что на уроке было интересным, легко запомнилось?
— О чём ещё надо поговорить по теме?
-
Домашнее задание.
-
Подготовить ответы на вопросы параграфа 42.
-
Выучить правило о правописании сложных слов с пол-, полу-.
-
Составить и записать пять предложений, используя слова с пол-, полу-.
multiurok.ru