Понедельник, 23 декабря

Гибкость в гимнастике – —

Как развить гибкость в художественной гимнастике

Как развить гибкость в художественной гимнастике

Чтобы взойти на олимп большого спорта необходимо три составляющие: талант, трудолюбие и хороший тренер. Последнее встречается не часто. Ребенок работает, старается, а результатов нет. Порой некоторые родители думают: вот выступает талант, нашему ребенку как раз этого не хватает. Где же грань между талантом и техничностью? И так ли влияет тренер на успешность гимнаста? Конечно, очень многое зависит от тренера. Ведь именно он учит гимнасток различным элементам. Одно дело показать на примере. И совсем другое подробно объяснить, как выполняется элемент, как должна располагаться рука, нога, спина и другие части тела. Одним словом гимнастка должна досконально представлять этот элемент в теории. Кроме того, на правильное выполнение упражнения влияют гимнастические купальники и технические способности гимнастки, которые нужно развивать и совершенствовать. О них и поговорим.

От чего зависит гибкость тела гимнастки

Гибкость гимнастки – это выполнение движений с большой амплитудой. Выделяют активную и пассивную гибкость. Активная достигается за счет мышечных напряжений, на пассивную влияют приложенные внешние силы.


Гибкость гимнастки в художественной гимнастике зависит от следующих позиций:

— строение суставов

— длина эластичности связок, сухожилий и мышц

— температура среды

— суточная периодичность

— утомление

Какие упражнения выполнять, чтобы развить гибкость?

Для того, чтобы развить гибкость подойдут упражнения на расслабление, плавные движения с большой амплитудой, пружинящие движения, махи с увеличивающейся амплитудой. При этом, если вы будете выполнять данные упражнения в начале тренировки и в конце, эффект увеличится в два раза. В процессе тренировки можно использовать предметы для художественной гимнастики, например, гимнастические мячи, в упражнениях на растяжку.

Важна ли скорость реакции в художественной гимнастике?

В художественной гимнастике также выделяется такое качество, как быстрота – это способность выполнять элементы в короткий промежуток времени. Развивать это качество можно с помощью упражнений, требующих быстрой реакции (движущийся объект — мяч Сасаки, булавы, остановка, ловля, отбив, откат предмета).

Нужно ли уметь прыгать в художественной гимнастике?

Прыгучесть в художественной гимнастике зависит от силы, эластичности и скорости сокращения мышц. Также здесь важна техника отталкивания, полета и приземления.


Для развития прыгучести выполняют следующие упражнения: растягивание; упражнения на развитие силы мышц ног; упражнения на развитие быстроты мышечных сокращений; приземление – схождение и спрыгивание с возвышения; отталкивания; пружинные движения, прыжки на двух и на одной ноге с координированной работой рук, туловища и головы; прыжки в глубину; упражнения на высоту или длину отталкивания – на возвышение, через препятствие, на ориентир; упражнения на прыжковую выносливость – многоскоки, прыжки со скакалкой.

Таким образом, для успешного восхода на олимп все-таки нужны три вещи: хороший тренер, талант и постоянное самосовершенствование путем тренировок!

Читайте также «Как делать мостик в художественной гимнастике», «С чего начинается художественная гимнастика»

Дата создания: 09.10.2013 15:51:18
Начало активности (время): 
Картинка для анонса: Array

www.danceplus.ru

Требования к гибкости в художественной гимнастике: вчера и сегодня

Требования к гибкости в художественной гимнастике: вчера и сегодня


Идеальная растяжка и гибкость на пределе человеческих возможностей – естественные требования к тем, кто хочется добиться успехов в художественной гимнастике. Сегодня уже сложно представить, что когда-то все было иначе.

Становление художественной гимнастики


Если обратиться к страницам истории, мы увидим, что художественная гимнастика выросла из балета. Вполне естественно, что первое время данный вид спорта походил скорее на танец с предметом. Хорошая растяжка и гибкость гимнастки, конечно, производили впечатление на судей и зрителей, но были лишь как дополнение к общему образу спортсменки и ее выступлению. В то время гимнастика была менее техничной и более художественной.


растяжка в художественной гимнастике


Мода на фантастическую растяжку и супер гибкость позвоночника пришла многим позже – к концу 90-х годов прошлого столетия. Одной из первых новые тенденции в художественную гимнастику привнесла Амина Зарипова. Спортсменка обладала уникальной природной гибкостью, которая становилась не просто изюминкой, а смыслом ее выступлений. Это открыло новое прочтение уже знакомого спорта.


Яна Батыршина


Позже удивительной гибкостью запомнилась Яна Батыршина и, конечно, Алина Кабаева, выступления которой не один год задавали общий тренд всей художественной гимнастике.


гимнастки с мячом

Новое время – новые правила


Как и любой молодой вид спорта, художественная гимнастика из года в год развивалась и усложнялась. Так, с опорой на новые тенденции была установлена система классификации всех элементов. Было выделено четыре группы: равновесия, прыжки, вращения и, конечно же, гибкость.


Значительные изменения в правилах произошли в 2000 году. Тогда с подачи Ирины Винер уже действовавшая на тот момент система классификации была значительно расширена и преображена. Теперь в нее входило множество сложнейших элементов, исполнять которые еще несколько лет назад никто бы и не решился.


гимнастка с мячом


Произошедшие изменения сделали художественную гимнастику доступной далеко не для каждой девочки. Теперь огромную роль стали играть природные данные спортсменки и в первую очередь природная гибкость. В то же время новшества поспособствовали росту популярности данного вида спорта. Выступления гимнасток стали более зрелищными и необычными.


Правила в художественной гимнастике меняются, в среднем, раз в четыре года. Так, после Олимпийских игр в Лондоне такая группа элементов как гибкость была упразднена. Тем не менее, все эти элементы остались и ценятся они все также высоко.

graciasport.ru

Теоретико-методические аспекты развития гибкости в спортивной гимнастике



МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Факультет физической культуры и спорта
Проектная работа
«ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ
В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ»
Выполнила:
Ложечка Е. И.
Подпись____________
Проверил:
к.п.н. В. Н. БеленовПодпись____________
Проектная работа защищена
«__»_____________ 2015 г.
Председатель ИАК
к.п.н. В. Н. БеленовПодпись____________
Самара 2015
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………. 3
Раздел 1. Теоретический анализ проблемы развития подвижности в суставах ……………………………………………………………………… 5
1.1. Теоретико-методические особенности развития гибкости ………….. 5
1.2. Развитие и совершенствование гибкости в различных видах спорта .9
Раздел 2.Методы и организация исследования …………………………… 13
2.1. Методы и организация исследования ………………………………… 13
2.2. Методы измерения гибкости ………………………………………….. 13
Раздел 3. Экспериментальное исследование уровня развития гибкости у детей 5-6 лет занимающихся спортивной гимнастикой …………………. 16
3.1. Особенности процесса развития и совершенствования гибкости у детей исследуемого возраста ………………………………………………. 16
3.2. Определение уровня развития гибкости детей 5-6 лет занимающихся спортивной гимнастикой …………………………………. 20
Заключение ………………………………………………………………….. 21
Список использованной литературы ……………………………………… 23
Введение
Гимнастика – исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Занятия гимнастикой предъявляют к занимающимся свои особые требования и оказывают на них специфическое воздействие. Гимнастические упражнения в совокупности со словом педагога, музыкой, условиями проведения занятий обладают огромным по разносторонности влиянием на человека как на личность и как на субъект познавательной и практической деятельности в целом [4,11,13].
Все многообразие гимнастических упражнений в зависимости от их специфической направленности объединяется в самостоятельные виды гимнастики. Общеизвестна следующая классификация: оздоровительные, образовательно-развивающие и спортивные виды гимнастики. К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, спортивная акробатика и спортивная аэробика [4,11].
Спортивная гимнастика – это многоборный вид спорта. В него входят: у мужчин – вольные упражнения, упражнения на коне, на кольцах, на брусьях, на перекладине, опорные прыжки; у женщин – опорные прыжки, упражнения на разновысоких брусьях, на гимнастическом бревне и вольные упражнения. В занятия спортивной гимнастикой включаются упражн

schoolfiles.net

Лестница гибкости суставов или чего нельзя делать при занятиях стретчингом

Развитие гибкости суставов и мышц требует правильных знаний. Это несомненно. В своей практике я часто сталкиваюсь со множеством ошибок и откровенной глупостью, когда люди под видом стретчинга и развития гибкости суставов занимаются чем угодно, только не полезными для здоровья упражнениями. Часть таких примеров я рассмотрел в статье вредные для здоровья упражнения.

Чтобы не стать жертвой попсовых и бестолковых советов от различных недалёких гимнасток и фитоняшек, иных заядлых зожников, рекомендую ознакомиться с очень важной физиологической схемой — лестницей гибкости.

Существует интересная закономерность в строении и функциональной приспособленности наших суставов. Словно какой-то неведомый инженер так устроил наше тело, что невольно начинаешь сомневаться в отсутствии творца 🙂

Гибкость суставов, подвижность и стабильность

Для начала нужно усвоить два важных понятия, о которых необходимо помнить, когда речь идёт о суставах.

Подвижность суставов (гибкость) — это широкая амплитуда движений в суставе, множество степеней свободы, возможность совершать движения в суставе в разных направлениях с широкой амплитудой.

Стабильность суставов — это естественное, крайне необходимое свойство ограниченности амплитуды и углов движения, позволяющее телу выполнять необходимые движения со значительными усилиями.

Некоторым суставам человека крайне необходимы подвижность и гибкость. Другим же суставам необходима стабильность (естественная ограниченная гибкость суставов).

Гибкими должны быть следующие суставы: голеностопный, тазобедренный, грудной отдел позвоночника (здесь несколько межпозвонковых суставов), плечевой и запястный.

Стабильными должны оставаться суставы: коленный, поясничный отдел позвоночника, шейный отдел позвоночника, локтевой.

На схеме ниже показано, какие из суставов человека должны быть подвижными, а какие стабильными. Я назвал эту схему лестницей гибкости суставов. Обратите внимание на чередование свойств гибкости и стабильности. Это не случайность!

Гибкость суставовЛестница гибкости суставов

 

Для чего это нужно знать?

Чтобы не пытаться растягивать и разрабатывать суставы, которые по природе должны быть стабильными! Я откровенно устал наблюдать бесконечные вращения коленями, растяжку локтевых суставов, вращения головой и т.д. Все эти «упражнения» откровенно вредны. И последствия их выполнения настигают незадачливых любителей фитнеса очень быстро: выскакивающие или ноющие колени, бесконечные щелчки в шее, головокружения и головные боли, ноющая боль в локтях…

Итак, активно разрабатывать необходимо лишь суставы, предусматривающие подвижность, от гибкости которых многое зависит. Ни в коем случае не пытайтесь растягивать и расшатывать суставы, для которых важна стабильность.

Полностью откажитесь от упражнений, целью которых является увеличение подвижности коленных суставов (вращения прежде всего), локтевых суставов, поясничного отдела, шейного отдела (вращения и растяжки). Суставы же, которым требуется подвижность, растягивайте правильно, без лишних усилий (см. принципы развития гибкости). И лишь до такой степени, в которой есть реальная необходимость.

Будьте здоровы!

Болит спина? Возможные причины.
Упражнения для спины. Тренировка мышц, растяжка и расслабление.
Стретчинг — как стать гибким и стройным
Противопоказания к занятиям стретчингом
Правила растяжки мышц или будьте осторожны!

Эффективный стретчинг. Электронная книга с видеоприложением. Автор Роман Помазанов.

Худеем по-умному. Как правильно питаться, чтобы похудеть. Электронная книга.

ggym.ru

Основы методики развития гибкости и координации движения у юных гимнасток

Во-вторых, художественная гимнастика связана с искусством владения своим телом в естественных условиях. Как считает Е.В. Бирюк (1982): «Художественная гимнастика — это искусство выразительного движения».

В-третьих, особенностью художественной гимнастики является музыкальное сопровождение. Благодаря слиянию динамики движений с характером музыкального сопровождения, движения получают различную эмоциональную окраску и приобретают танцевальность. Эта связь осуществляется не только в согласовании движения с размерами и темпом музыкального сопровождения, но и в воспитании у занимающихся умения правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии с ее содержанием и формой. Музыка создает более яркое представление о характере движения.

В-четвертых, особенность заключается в возможности эффективно влиять на эстетическое воспитание

В-пятых, особенность связана с двигательной памятью и вниманием.

Для выполнения сложных комбинаций, оригинальных упражнений гимнастке необходимо иметь хорошую память и внимание. Сложность структур двигательных действий гимнасток обуславливает необходимость запоминания большого объема относительно независимых между собой движений. Это предъявляет требования к двигательной памяти гимнасток, а также к таким качествам, как исполнительность, ясность и точность воспроизведения движения,

По мнению Ж.А. Белокопытовой (1988), эффективность тренировочного процесса во многом зависит от четкого восприятия движения.

Восприятие основывается на зрительных ощущениях: глаз оценивает не только удаленность предмета и партнеров, но и прослеживает детали изучаемых и совершенствуемых движений, действий, позволяет получить информацию о них.

Успешность обучения и совершенствования в художественной гимнастике во многом определятся вниманием гимнастки к движениям, их деталям, отчетливостью восприятия, или иначе — координацией движений.

Внимание гимнастки характеризуется следующими признаками: сосредоточенностью, широким распределением на движущиеся объекты (партнеры, предметы), быстрой переключаемостью с одного эпизода на другой, большим объемом (видеть площадку) и интенсивностью, особенно в напряженных ситуациях.

Следующей особенностью является композиция произвольного упражнения. Тенденция к относительному выравниванию технических и физических возможностей гимнасток, претендующих на завоевание призовых мест в соревнованиях высокого ранга, существенно обостряет соревновательную борьбу, победа в которой начинает определяться оригинальностью, новизной композиции произвольных программ (как в индивидуальном, так и в групповом первенстве).

Последняя особенность — целостность.

Целостность заключается в участии всех звеньев тела в выполняемом движении. Это значит, что заданное гимнастке основное движение должно обязательно сопровождаться дополнительными движениями. Например, основное движение: из исходного положения руки влево перевести их дугой книзу вправо. Дополнительными движениями будут: а) движение головы, опускающейся и поднимающейся влево за движением рук; б) движение плечевого пояса, сначала слегка опускающегося, затем чуть поднимающегося соответственно движению рук; в) чуть заметные наклоны туловища в сторону движения рук.

В целом, упражнения выполняются слитно, мягко с небольшим сгибанием рук в суставах. Движения кистей слегка отстают от движения рук. Наиболее ярко целостность движений проявляется в таких упражнениях, как волна и взмах.

Перечисленные выше методические особенности художественной гимнастики характеризуют в основном деятельность спортсменок в условиях тренировочных занятий. Условия, в которых протекают соревнования, значительно отличаются от условий тренировок. Для эффективного преодоления трудностей, создаваемых соревновательной деятельностью (эмоциональная напряженность, стартовая лихорадка), гимнастка должна обладать такими качествами: смелостью, уравновешенностью, самообладанием, настойчивостью, стремлением к успеху.

Художественная гимнастика — многоборье.

Гимнастки младших разрядов соревнуются в упражнениях с предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента) и в упражнении без предмета.

Гимнастки старших разрядов упражнение без предмета не выполняют.

Помимо многоборья программой соревнований предусматриваются и групповые (5 гимнасток) упражнения с одним или двумя предметами.

Одним из важнейших физических качеств в художественной гимнастике является гибкость — способность выполнять упражнения с большой амплитудой движений. Без этого качества невозможно воспитывать выразительность движения, пластичность и совершенствовать их технику, поскольку при недостаточной подвижности в суставах движения ограничены и скованы (Т. С. Лисицкая, 1982 г.).

Гибкость необходима для выполнения волнообразных движений, акробатических упражнений, входящих в программу художественной гимнастики, для принятия позы в полете при исполнении прыжков (Д. Мавромати, 1982).

По своей биомеханической сущности подавляющее большинство гимнастических упражнений требуют хорошей подвижности в суставах, а некоторые вообще полностью зависят от уровня развития этого качества.

При высоком уровне подвижности возникают предпосылки для экономичного движения в суставе, так как если оказывается большей исходная длина мышц, это позволяет проявить большую силу, сочленения становятся более податливыми, значит, для осуществления движения в суставе требуется меньшая сила (Ю.В. Менхин, 1989).

Недостаточная подвижность в суставах — следствие плохой эластичности мышц и связок, окружающих эти суставы, а также плохого развития мышц-антагонистов (Д. Мавромати, 1972). Недостаточно высоко поднять ногу, а затем стремительно опустить ее вниз. Надо уметь держать ногу в высоко поднятом положении. Недостаточно сделать резкий наклон назад на одной ноге и, подняв другую в заднее равновесие, коснуться рукой пола, надо еще уметь после этого поднять туловище, не опуская ногу. Таким образом, в тесной связи с развитием гибкости необходимо развивать силу мышц-антагонистов.

Гибкость проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний-разгибаний и других движениях. Соответственно ее показатели измеряют по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах (сантиметрах) (Л.П. Матвеев, 1991).

Под амплитудой понимается степень развития качеств гимнастики, амплитуда движений и масштабность упражнений с предметами. Амплитуда зависит в первую очередь от физических качеств спортсменки и степени ее развития. Одним из ведущих качеств, когда речь идет об амплитуде, является гибкость.

Благодаря ей облегчается выполнение всех видов гимнастических упражнений — наклонов, равновесий, прыжков, волн. Гибкость придает спортсменке пластичность, мягкость, изящество. Современная художественная гимнастика уделяет специальное внимание этому качеству, поэтому оно имеет решающее значение в упражнениях с предметами.

Особое значение придается развитию гибкости позвоночного столба не только в поясничном отделе, но и в грудном, шейном отделах, что важно для освоения волн, взмахов, движений кольцом.

Техника гимнастических упражнений требует большой амплитуды движений в тазобедренном суставе, выворотности, высокой подвижности голеностопного сустава. Не менее важное значение, в частности для освоения техники владения предметами, имеет подвижность в плечевых, локтевых, лучезапястных суставах во всех плоскостях.

Различают активную и пассивную гибкость. Под активной,
гибкостью подразумевают максимально возможную подвижность в суставе, которую спортсмен может проявить самостоятельно, без посторонней помощи, используя только силу своих мышц. Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил, создаваемых партнером, снарядом, отягощением.

Величина активной гибкости всегда меньше пассивной. Так, при отведении ноги амплитуда движения в тазобедренном суставе меньше, чем при том же движении, выполненном с помощью или махом (Л.П. Орлов, 1973).

Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению) (Б. А. Ашмарин, 1990).

Именно в художественной гимнастике большое значение имеет активная гибкость, обеспечивающая необходимую свободу движений, а также позволяющая овладевать рациональной спортивной техникой.

Однако достичь оптимальной подвижности в суставах можно лишь при одновременном развитии активной и пассивной гибкости.

В качестве средств воспитания гибкости в занятиях по художественной гимнастике используют упражнения на растягивание, выполняемые с предельной амплитудой.

Пассивные упражнения могут быть динамического (пружинные) или статического (удержание позы) характера. Наибольший эффект для развития пассивной гибкости приносит сочетание пружинных движений с последующей фиксацией позы (Т.С. Лисицкая, 1982).

Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая характеризуется максимальной амплитудой движений в наиболее крупных суставах, вторая — амплитудой движений, соответствующих технике конкретного двигательного действия (Б.А. Ашмарин, 1990).

С возрастом, в связи с увеличением массы сухожилий (сравнительно с мышцами) и некоторое уплотнение самой мышечной ткани тоническое сопротивление мышц действию растягивающих сил увеличивается и гибкость ухудшается. Для того, чтобы предупредить ухудшение подвижности в суставах, особенно заметное в возрасте 13-14 лет, надо своевременно приступать к развитию пассивной гибкости. Для развития пассивной гибкости сензитивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной- 10-14 лет (В. И. Филиппович, 1971).

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *