Среда, 1 мая

Йогой айенгара – Йога Айенгара. Основные особенности стиля

Йога Айенгара. Основные особенности стиля

Наш век богат на разнообразие. Мы живём в условиях информационной доступности и определённой свободы выбора.


С одной стороны, при таком количестве информации, зачастую противоречивой, легко потеряться и так и не найти истины, а с другой — подобная ситуация может стать самым лучшим учителем, развивающим нашу способность жить здравомысленно, формировать собственный взгляд на вещи, отличать истинное от ложного.


Говоря о разнообразии, стоит отметить, что и йога не является исключением. На сегодняшний день существует масса школ и направлений, некоторые из которых совершенно лишены общих черт с тем, что принято считать йогой. Некоторые же, находясь под гнётом ярлыков и предубеждений, не теряют при этом своей самобытности, своего достоинства и права считаться школой классического образца: к одному из таких направлений относится йога Айенгара.


Чего только не услышишь о ней: «фитнес-йога», «йога для тела», «йога для инвалидов», «мебельная йога» и прочее.


Чаще всего так рассуждают люди, либо совсем не знакомые с этим стилем, либо те, кому довелось заниматься под руководством не самого добросовестного преемника традиции, не сумевшего понять её сути и донести до своих учеников. В любом случае, такие люди попросту не удостоили себя труда познакомиться с жизненными взглядами Шри Б. К. С. Айенгара — основоположника данного направления.

Чем отличается хатха-йога от Айенгара йоги


Опираясь на вышеупомянутое здравомыслие, давайте попробуем разобраться: в чём же состоит философия данного стиля и в чём его особенности. Вообще говоря, сам Айенгар никогда не называл сформированную им систему практики йогой Айенгара. Он всегда говорил, что занимается хатха-йогой, называя её наукой воли. Таким образом, если вы спросите: «Чем отличается хатха-йога от йоги Айенгара?», ответ, вероятнее всего, будет: «Ничем». И это чистая правда, если смотреть на суть.


Однако личный опыт любого человека, даже самого просветлённого, не может не наложить отпечаток на традиции. Потому и кажется, что стиль Айенгара, мягко говоря, странноват, с точки зрения «канонической» йоги.

уштрасана, поза верблюдаУштрасана


Возможно, в наши времена именно это и нужно: ведь человек меняется так быстро, ход времени ускоряется так стремительно, что любая практика, чтобы быть максимально эффективной, должна быть адаптирована под эти эволюционные процессы. Все мы знаем, что человек 21 века далеко не тот, что был 2500 лет назад (когда были даны основные трактаты о йоге). У нас больше ментальных проблем, больше закрепощений в теле, менее стабильная психика. Соответственно, и подход к йоге нужен несколько иной.


С этим и пришёл Айенгар в массы — с инновационным, проверенном на личном опыте и отточенном временем способом достижения внутреннего единства.


И как бы дополняя тему здравомыслия, Айенгар призывал развивать состояние непредвзятости, чтобы достичь целостности. Ведь только состояние непривязанности к форме даёт человеку возможность полной внутренней интеграции со всем окружающим миром, что впоследствии приводит к ощущению полноты, гармонии и смысла жизни.


Так что, если вы уделите время самостоятельному изучению вопроса, почитаете книги Шри Б. К. С. Айенгара, то поймёте, что для него даже простейшие асаны — это не только и не столько физические упражнения, сколько средство для достижения единения тела с умом, а ума — с душой.


«Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма, — говорит мастер. — Они обеспечивают хорошее сложение, с сильными и эластичными мышцами, не выпирающими наружу, и предохраняют тело от болезней. Они снимают усталость и успокаивают нервы. Но их главное значение заключается в тренировке и дисциплине ума. Многие артисты, акробаты, атлеты, танцоры, музыканты и спортсмены также обладают превосходным телосложением и прекрасно владеют своим телом, но не умеют владеть своим умом, интеллектом, и поэтому они находятся не в ладу сами с собой, и среди них редко можно встретить уравновешенную личность. Они часто ставят тело превыше всего. Нельзя сказать, что йог недооценивает своё тело, но он думает не только об его совершенствовании, но и о своих чувствах, уме, интеллекте и душе. Выполняя асаны, йог подчиняет себе своё тело, делает его инструментом духа. Он знает, что тело — это необходимый инструмент духа. Душа без тела подобна птице, лишённой способности летать.


Йога — путь, который развивает тело, очищает ум, воспитывает разум и наполняет душу. К сожалению, многие люди, не постигшие всей глубины йоги, видят в этом пути к самореализации лишь физическую дисциплину, а практика хатха-йоги понимается как некая гимнастика. Но йога — нечто большее, чем физические упражнения. Она охватывает всё существо человека — на клеточном, психическом, интеллектуальном и духовном уровнях,» — так говорил Айенгар.


В чём же индивидуальные особенности данного направления? Что отличает йогу Айенгара от множества других стилей? И так ли уж кардинально отличается подход Айенгара от изначальных принципов йоги? Поговорим об этом в данной статье.


А также раскроем тему ограничений (половых, возрастных, физиологических): имеются ли они для занятия данным стилем йоги?


Многие наверняка задаются вопросом: «Подходит ли йога Айенгара для начинающих»?


Да, безусловно. Это продемонстрировал сам Айенгар своей жизнью. С детских лет, страдая от множества недугов, выслушивая и безропотно принимая «пророчества» врачей о своей скорой кончине, он обладал такой силой воли, что занимался неустанно каждый день.

поза сфинксаПоза сфинкса


Именно такой подход спустя годы регулярной практики сделал его тело сильным и выносливым, дал понимание всей глубины поз. И в дальнейшем, став учителем, он был первым, подробно объяснившим и подкрепившим личным примером традиционные постулаты йоги, заново открывшим и систематизировавшим асаны и пранаямы, давшим описание терапевтического эффекта йоги.


Поначалу Айенгар занимался сверхактивной и силовой йогой. Однако, погружаясь в практику, он понял со временем, что такой жёсткий подход эффективен только для полностью здоровых людей. Проблемы со здоровьем, свойственные большинству современных людей разного возраста и пола, становились определённым препятствием. В поисках универсального способа прогрессирования в йоге, который подошёл бы всем без исключения, Айенгар открыл для себя преимущества статичной практики.


Он понял, что долгое нахождение в позе усиливает её воздействие как на мышцы, суставы и связки, так и на внутренние системы, и даже на эмоциональное состояние и ум. Таким образом, он пришёл к выводу, что асаны воздействуют не только на физическом, но и на более глубинном уровне.


Так случилось, что физические недуги преследовали мастера до конца его дней, но ни на один день он не оставлял свою практику. И большинство сложных поз ему пришлось осваивать не в процессе длительных регулярных занятий, а во время публичных показов, когда асану нужно было выполнить безупречно с первого раза.


Получив за свою жизнь немало травм, Айенгар неустанно искал методы облегчения выполнения асан для людей с ограниченными возможностями. И находил их в виде «пропсов» — вспомогательных материалов (валиков, блоков, одеял, ремней и верёвок, ковриков, стульев), — которые помогают расположить тело в пространстве правильно.


Да, этот человек, в полной мере испытавший на своём опыте провальность освоения йоги «приступом», делал серьёзный упор на «искусство осторожности», вплоть до такого подхода, как мысленная имитация асаны парализованным человеком, и, как уже было сказано выше, активное использование пропсов. Но они же (пропсы) в дальнейшем стали служить мощным инструментом совершенствования уже для опытных практиков. Каким образом?

джануширшасанаДжануширшасана


Как изменение точки опоры в асанах (с ног на руки, например) принципиально меняет уровень всей практики, так и смена самой поверхности опоры может изменить качество сознания, открыть новый взгляд на некоторые вещи. И многие инструкторы, практикующие йогу Айенгара, используют дополнительные приспособления для освоения усложнённых асан.


Есть ещё один важный критерий. Касается он медитативного аспекта практики асан (ведь в йоге Айенгара не придаётся значение «сидячим» медитациям). Основной целью йоги, согласно Йога Сутрам Патанджали, является читта вритти ниродха (устранение колебаний ума). То есть, сознание должно очиститься от всяких представлений и постепенно превратиться в чистое самосознание. Когда медитация является частью практики асан (к чему и призывает Айенгар), то при том, что необходимо пытаться удержать какое-то положение, нужно ещё и максимально расслабить тело. И, как ни парадоксально, именно внедрение в практику пропсов позволяет уловить то самое положение, которое будет способствовать расслаблению. В дальнейшем, когда тело «запомнит» то самое положение, его с лёгкостью можно будет воспроизводить и без «костылей» (как в шутку иногда называют пропсы).


Ведь главное не создавать зависимость, а использовать предлагаемые инструменты как вызов для дальнейшего развития. Выбор здесь полностью зависит от практикующего. В общем, если вы никогда раньше не занимались йогой, можете попробовать именно этот стиль, отличающийся системным походом, мягкостью и размеренностью. Ещё интересно знать, что впервые идея использования дополнительных приспособлений принадлежала не самому Айенгару, как принято считать, а его учителю — Кришнамачарье.


Именно Кришнамачарья, встретив в трактате девятнадцатого века «Шри Таттва Нидхи» асаны, которые выполняются на канате и на перекладине, ввёл в практику пропсы для облегчения выполнения сложных асан, что уже позже стало отличительной чертой йоги Айенгара.


Кстати, отсутствие медитаций в системе Айенгара в том виде, в котором мы привыкли понимать данную практику (сидя неподвижно, с закрытыми глазами), также имеет место быть с подачи Кришнамачарьи, который учил тому, что практика асан самоценна и позволяет совершенствовать способность к самосознанию.


Что касается возрастных аспектов, то Б. К. С. Айенгар, до конца своих дней уделявший практике по 6 часов в день, призывал к тому, чтобы люди любого возраста занимались собой. В противном случае, на склоне лет нас ждут недуги и сплошное разочарование.


«Что произойдёт с ножом, если им не пользоваться? Он заржавеет, не правда ли? Чтобы он резал, его нужно постоянно точить,» — такую аналогию с практикой проводил учитель.


И на вопросы: «А не поздно ли мне в 50/60/70 лет начать заниматься йогой?» отвечает: «Почему старый греховодник не задумывается о своём возрасте? Стоит ему увидеть молодую девушку, его ум начинает блуждать, даже если физической силы ни на что не осталось. О чём он помышляет? О том, чтобы овладеть ею, не так ли? Но предложите ему немного позаниматься йогой или чем-то ещё полезным для здоровья, и он скажет: «Нет, что вы, я уже старый». Таким образом, ум созидает, и ум разрушает. С одной стороны, он создаёт вас, а с другой — занимается вашим уничтожением. Вам следует утихомирить разрушительную сторону своего ума — тогда вы сможете учиться».


Йога Айенгара для женщин


Отдельно стоит отметить такое направление, как йога Айенгара для женщин. И здесь Шри Б. К. С. Айенгар оказался новатором, впервые став обучать йоге женщин. Он немало преуспел в этом, оставив после своего ухода достойных последовательниц своей методики.


Данная практика построена таким образом, что в ней учтены все особенности женского организма, предлагается соразмерное распределение нагрузок в периоды гормональных изменений, и главной целью ставится достижение внутренней гармонии и умение управлять своей энергией.

йога для пожилыхЙога для всех


Если говорить о теоретических основах йоги Айенгара, то свою систему мастер подробно изложил в книге «Йога Дипика. Прояснение йоги». В ней даны подробные указания по исполнению 200 основных асан с приложением 592 фотографий, включены характеристики основных бандх, крий, пранаям.


Также в книге описываются легенды о происхождении многих асан, дошедшие до нас от мудрецов древности, расшифровываются их названия.


В рамках данной статьи мы не будем их разбирать, а уделим больше внимания фундаментальным принципам практики, которые озвучивал Айенгар, объясняя свой подход.

  1. Как здание не может быть устойчивым без надёжного фундамента, так же саморазвитие личности немыслимо без соблюдения морально-нравственных принципов (ямы и ниямы). Практика асан должна базироваться на этих принципах, иначе она превращается всего лишь в гимнастику.
  2. Неотъемлемые качества каждого, кто хочет прогрессировать в практике, — вера, дисциплина, упорство, постоянство. Выполняя любую асану, следует полностью погружаться в этот процесс, не жалея себя, настойчиво и внимательно. Нужно быть честным с самим собой, и в дополнение к абсолютной честности наберитесь смелости, решимости, осознанности. Развивайте способность погружаться в любой предмет, которым вы занимаетесь, и таким образом будет развиваться целостность.
  3. Следите за своим дыханием. Вы можете вытянуть тело полностью, только если синхронизируете подвижность тела с ходом дыхания. Вхождение в асану и её выполнение на задержке дыхания требует дополнительных мышечных усилий, не позволяет расслабиться должным образом. Асана, выполняемая на вдохе, выполняется всего лишь как физическое действие, не приносящее глубинного результата. Асана же, выполняемая на выдохе, «становится жизнеспособной и органичной, оказывает воздействие на физиологическом уровне и дарит здоровье клеткам». Выдох и правда способен помочь в правильном выполнении позы, так как избавляет тело от скопившегося напряжения.
  4. «Каждую асану нужно изучать арифметически и геометрически, чтобы выявить её подлинную форму, — говорил Айенгар. — Изучайте конфигурацию асаны. Она может быть треугольной, круглой, дугообразной, овальной, прямой или диагональной. Отмечайте её форму во время практики, наблюдайте, изучайте и действуйте соответственно, чтобы тело смогло выполнить асану в её первозданной красоте». Вовлекайтесь в этот процесс полностью, подключайте всё тело, чувства, ум, сознание — действуйте всем вашим естеством.
  5. Распределяйте вес тела равномерно между мышцами, связками, суставами и костями. Должен быть баланс между движением и сопротивлением. Неправильное выполнение асан очень быстро вызывает напряжение. Правильная же методика их выполнения приносит ощущения лёгкости и бодрости.
  6. Ум новичка не готов действовать целостно. Он полностью расчленён. Вот почему так важно учиться осознавать сначала отельные участки тела: «Посмотрите на ступню, потом на лодыжку, затем объедините наблюдения за лодыжкой и ступней, потом взгляните на колено, соедините колено с лодыжкой, со ступней, перейдите к бедру, объедините наблюдения за бедром, коленом, лодыжкой и ступней, поднимитесь выше к нижней части корпуса, потом к верхней, к подмышкам, шее, лицу и так далее». Таким способом будет происходить переключение разума из состояния рассеянной концентрации к состоянию концентрации однонаправленной.Далее уже можно постепенно приучать ум ощущать движение, «узнать тело как единое».Следующим этапом будет стадия личного знания, когда к познанию тела вы подключаете разум. «Подобно тому, как двух незнакомых людей представляет друг другу третье лицо, так и ум представляет тело разуму, третьему орудию человека. Ум говорит разуму: «Посмотри, что здесь происходит. Позволь мне представить тебе колено. Позволь мне представить тебе лодыжку. Позволь мне представить тебе руки». Это и есть знакомство разума с телом, происходящее при содействии ума». Айенгар говорит, что, совершив эту работу, ум как бы исчезает, а ваш разум и тело «становятся друзьями», то есть единым целым.
  7. Как учил Айенгар, существует два способа занятий йогой. Первый — когда вы полностью погружаетесь в неё, не размышляя о прошлых впечатлениях, но занимаетесь, постоянно исправляя ошибки и стремясь к точности и совершенству. Это духовная йога. Если же вы колеблетесь, если ваш ум блуждает или возникает раскол между вашим «Я», телом, умом и мыслями, тогда это чувственная практика. «Каждый из вас новичок в йоге. Я тоже новичок — относительно того момента, на котором я закончил практику вчера. Я не переношу вчерашние позы в сегодняшнюю практику. Я помню их, но, когда я выполняю вчерашние позы сегодня, я снова становлюсь новичком. Мне не нужен вчерашний опыт. Я хочу пережить то новое понимание, которое может прийти ко мне сегодня в дополнение к тому, что я ощущал вчера. Помните, что опыт и знание, рождённое из опыта, в миллионы раз превосходят приобретённое и накопленное знание. Знание, основанное на опыте, является субъективным и реальным, в то время как приобретённое знание, будучи объективным, вводит в сомнения. Поэтому учитесь, делайте, учитесь снова с уверенностью, отвагой и ясностью» (Б. К. С. Айенгар).


Вот мы и разобрали основные особенности стиля «Йога Айенгара», и, как видите, даже в таком, на первый взгляд, терапевтическом методе заложены более глубинные принципы и идеи.


Видим также, что нет никаких ограничений для того, чтобы заниматься по системе Айенгара.


Главное — искреннее желание. Результат же зависит от вашей мотивации, изначальной цели.


Если, к примеру, вас приведут в йогу проблемы со здоровьем, она, безусловно, поможет вам его укрепить и восстановить. Но, как говорил Б. К. С. Айенгар, это лишь побочные эффекты, приятные бонусы, так сказать.


«Возьмём, к примеру, завод, построенный для производства определённого продукта, — размышлял Айенгар на эту тему. — Одновременно с главным продуктом на нём производится и ряд побочных, которые также имеют рыночную ценность. В этом случае временами забывают, ради чего возводился завод, и производят для продажи только побочные продукты. У йоги также несколько граней, и, хотя цель и кульминация йоги — видение души, она даёт множество благотворных побочных результатов, в том числе здоровье, счастье, мир и покой. Как в любом производственном процессе есть побочные продукты, так здоровье, счастье и исцеление являются побочными результатами занятий йогой».


Айенгар рассматривает «видение души», или, иными словами, «постижение себя самого» как основную цель йоги. Однако он же говорит: «Йога не кончается тогда, когда вы достигли единения с самим собой. В нужной степени дисциплинировав тело, ум, чувства, разум и сознание, йогу предстоит жить в миру, не вовлекаясь в свои действия. Между философией и практической жизнью должно установиться полное равновесие. Если вам удастся научиться этому, вы превратитесь в философа-практика. Заниматься чистой философией не самое большое достижение. Философы — те же мечтатели. Но мы должны привнести философию в повседневную жизнь — так, чтобы все её невзгоды и радости были наполнены философией. Возможно ли быть успешным членом общества, оставаясь верным собственному развитию и не сходя со стези индивидуального духовного роста? В этом и заключается практическая философия».


Таким образом, основатель «Йоги Айенгара» призывает, занимаясь саморазвитием, не забывать о главной цели жизни каждого человека — служении на благо других.


Успехов вам на этом Пути.


Ом!


Используемая литература:


Б. К. С. Айенгар «Йога Дипика. Прояснение Йоги».

Б. К. С. Айенгар «Дерево Йоги. Ежедневная практика».

Николаева Мария «Ученик перед стеной».

www.oum.ru

Почему стоит заняться йогой по методу Айенгара?


К йоге Айенгара в первую очередь притягиваются те, кто любит всё контролировать.


О пользе йоги сказано немало, и те, кто встал на коврик, уже ощутили положительное воздействие практики. Сегодня мы хотим познакомить вас поближе с таким направлением, как ЙОГА АЙЕНГАРА. Она получила название по имени известного индийского Гуру Б.К.С. Айенгар. В молодости он предпочитал динамичную и жесткую практику, направленную на укрепление тела — именно так его учитель Т. Кришнамачар обучал молодых аристократов из воинского сословия. Однако, со временем поняв, что такая практика эффективна только для молодых и здоровых людей, Айенгар стал уделять больше внимания глубокой и тонкой работе в позе и терапевтическому воздействию асан.


Теперь йога по методу Айенгара является одним из самых популярных и востребованных направлений. Кому оно подходит больше всего и как способно вернуть человека, утратившего здоровье, к полноценной жизни? О преимуществах данного направления и воздействии на организм, мы поговорили с Марией Верешкиной — преподавателем нашей студии “Yoga & Practice”. 


shutterstock_449244883.jpg


— Начну с того, что данное направление считается универсальным: подходит мужчинам и женщинам, независимо от их возраста и состояния здоровья. Особенно необходимо начать осваивать этот метод людям пожилого возраста, тем, кто имеет “жесткое” или “физически слабое” тело, а также проблемы с позвоночником, суставами или общие заболевания внутренних органов. Наверное, к йоге Айенгара в первую очередь притягиваются те, кто любит всё контролировать. Именно в этом направлении йоги нужно постоянно удерживать под контролем и неусыпным вниманием множество пунктов. Просто потому, что наше тело использует множество уловок, чтобы обмануть нас и делать как можно меньше работы…


При этом йога Айенгара не подойдет энергичным и нетерпеливым людям, т.к. на этапе скурпулезной отстройки асан, бывает, трудно сконцентрировать внимание, и они могут заскучать на занятиях.


Как йога Айенгара воздействует на человека?


— Йога приносит нам много различных «последствий» и эффектов. В первую очередь практикующий замечает внешние изменения: тело становится сильным, гибким, подтянутым, спина перестает болеть, колени больше не беспокоят, потом весь организм работает сбалансированно, общее состояние здоровья улучшается. Спустя время, все соглашаются с тем, что меняется не только тело, но и сознание. А вместе с тем и отношение человека к жизни, к себе и окружающим. 


Йога Айенгара имеет огромный терапевтический эффект. На занятиях все асаны выполняются статично с использованием различных приспособлений (блоков, ремней, валиков, стульев, одеял и не только). Развитие практики происходит от простого к сложному, с подробным объяснением каждой позы. А для новичков основное внимание уделяется позам стоя.


Особенно важно, что каждая поза удерживается, позволяя практикующему проникать сознанием в каждую часть тела и осознавать внутренние движения. В таком случае терапевтический эффект асан усиливается. Айенгар указывает на необходимость равномерного вытяжения тела в любой асане. А понятие “выравнивания тела в позе” является одним из ключевых в йоге Айенгара. Выравнивая тело на физическом уровне, мы провоцируем изменения на энергетическом уровне, что оказывает влияние на психо-эмоциональное состояние. 


И хотя наш Учитель Б.К.С. Айенгар не любил, когда кто-то называл йогу «Айенгар йогой» (ведь йога не может делиться на методы и стили, она едина, и цель одна — остановка колебаний нашего ума), все преподаватели йоги соглашаются с тем, что этот метод подходит каждому: молодому и пожилому, больному и здоровому, хилому и сильному, гибкому и жесткому, и особенно новичкам! И это ее большое преимущество. 


Мария, расскажите при каких проблемах со здоровьем люди приходят на занятия и буквально вытягивают себя из замкнутого круга “врачи-аптека”?


— Йога пробуждает, стимулирует и регулирует жизненно-регенеративные возможности организма, и потому прекрасно подходит для улучшения состояния при заболеваниях внутренних органов, расстройстве нервной и других систем организма. А также при заболеваниях, вызванных нарушением обмена веществ и неправильным функционированием желез внутренней секреции.


Но наиболее эффективна йога, все же, при консервативном лечении хронических заболеваний. Лучше йоги не найти, если у вас нарушена осанка, кифоз или лордоз. Ведь последовательность выполнения включает в себя множество асан, направленных на открытие грудной клетки и укрепление мышц спины. Терапевтический эффект заключается в выравнивании позвоночника, нормализации давление, возвращении подвижности суставам и усилении иммунитета.


Хотя, конечно, нельзя рассчитывать только на чудодейственное воздействие асан (поз тела), перед занятиями необходимо проконсультироваться с врачом. Как у любого лекарства, у йоги тоже есть противопоказания. И ученик, приходящий на класс йоги должен понимать, что преподаватель не врач! 


Можно ли назвать данную практику йоготерапией, способной вылечить человека?


— Лечение йогой или йогатерапия — относительно молодое понятие в нашей стране, но уже снискало большую популярность. 


Если вылечивание многих болезней в Индии и прилегающих странах успешно практиковалось на протяжении веков, то европейская культура познакомилась с ним относительно недавно — в середине прошлого века. Тем не менее, уникальные возможности и впечатляющие результаты такого лечения сразу же привлекли к себе внимание, и очень многие элементы из йоги в настоящее время взяты на вооружение и в традиционной медицине.


В отличие от медикаментозного лечения йога использует путь стимуляции жизненных процессов, регенеративных и саморегулирующих возможностей вашего организма.


Лечение йогой во многом напоминает обычные занятия. Но, в зависимости от вашей болезни, йогатерапевт назначает те асаны и такое питание, которое воздействует на больной орган. Занятия в терапевтических классах не имеют возрастных ограничений. Преподаватель подбирает комплекс упражнений в соответствии с физическим состоянием, возрастом и типом болезни.


433839090058471.MFLDgANhthAGlnlYr0w4_height640.png


Как проходят ваши занятия? Существуют ли свои особенности?


— Два основных отличия метода Айенгара от классической хатха-йоги заключаются в том, что, прежде всего, каждому ученику подробно объясняют значение и технику выполнения каждой асаны, а затем с помощью специальных предметов добиваются идеального их выполнения.


Метод Айенгара огромное внимание уделяет, с одной стороны точности, а с другой – персонализации практики. Гуруджи Айенгар объясняет интенсивный характер своего метода тем, что с помощью практики йоги мы должны преодолеть наши негативные тенденции, как в физической, так и в психологической области.


Вам не нужно идеально выполнять асаны, если ваше тело к этому пока еще не приспособлено. Например, класть ладони на землю при наклоне вперед, дотрагиваться лбом до коленей или становиться на голову. Но в каждой части тела, во всех внутренних органах, буквально в каждой клетке должна идти напряженная работа. Тогда, по словам Айенгара, практика йоги трансформирует негативные тенденции и в уме, и в теле.


Методика обучения в этой школе также особенна. Обучение асанам начинается с поз стоя, которые кроме множества позитивных оздоровительных действий позволяют почувствовать физическую и психологическую стабильность.


Только после овладения основными позами в положении стоя постепенно вводятся следующие группы асан: наклоны или вытяжения вперед, скручивания, перевернутые и абдоминальные (брюшные) позы, прогибы. После укоренения в практике асан Гуруджи Айенгар рекомендует начать практику ппранаямы (контроля над дыханием).


Асаны и пранаяма являются в этой школе не обычными упражнениями, а своеобразной медитацией, которая отражает единство тела, ума и дыхания. Чувства и эмоции становятся сдержанными, а подсознание очищается от комплексов неполноценности, вины, страха.


Мария, что для вас означает йога? И почему, на ваш взгляд, йога подходит всем?


— С полной ответственностью перед собой и Вселенной могу сказать, что йога — это моя жизнь. Я отношусь к ней очень серьёзно, и стараюсь практиковать глубоко, вдумчиво и осознанно. Спасибо за это Гуруджи Б.К.С. Айенгару, который потратил 80 лет на огромную исследовательскую работу, чтобы практиковать йогу стало легче!


Вот уже 10 лет я преданный ученик йоги, потому что невозможно быть учителем, не оставаясь все время учеником. Закончила учительский курс Елены Ульмасбаевой (в России Елена считается «главной по йоге Айенгара»). Счастлива, что продолжаю учиться у нее и по сей день, а также у самых известных мировых преподавателей Индии, Европы и Америки.


433839090058465.BqPCj4w9C3zMBWJa3Zqo_height640.png


Насколько йога по методу Айенгара подходит для тех, кто вообще далек от йоги и философии?


— Конечно, на занятиях мы уделяем внимание в основном нашему телу. И со стороны может показаться, что йога Айенгара — это простая физкультура. А как же древняя Индийская философия? Б.К.С. Айенгар в своем учении следовал философии мудреца Патанджали, жившего в Индии за 300 лет до нашей эры. Именно он оставил 196 афоризмов, которые называют сутрами йоги. Они систематизируют различные принципы и практики йоги, представляя их в виде краткого, понятного текста. Эти афоризмы относятся ко всем аспектам жизни, начиная с правил поведения и заканчивая тем, как человек видит свое подлинное “Я”. Патанджали показывает, как с помощью йоги мы можем изменить себя, получить контроль над нашим разумом и эмоциями, преодолеть препятствия на пути к духовному просветлению и достичь цели йоги.


Но, чтобы начать заниматься йогой Айенгара, не нужно проходить курс философии йоги или досконально учить сутры Патанджали, нужно просто расстелить коврик!


Друзья, вы можете попробовать себя в данном направлении и лично убедиться в вышесказанном. Познакомиться с Марией и позаниматься под ее руководством можно в нашей студии Yoga & Practice


До встречи на коврике! 


Ваш «Вкус & Цвет»

vkusicvet.com

путь к здоровью для женщин, начинающих, беременных

joga-ajengarajoga-ajengara

Люди, которые не могут похвастаться хорошей спортивной формой и активным образом жизни, не прочь бы обратиться к йоге, но боятся не справиться с ее требованиями. Если вы ведете малоподвижный образ жизни, если гибкость – не ваш конек, для вас тоже есть хорошая новость. Йога Айенгара – что это такое, в чем ее особенности, какие формы занятий бывают, а также польза направления, все это в фокусе нашей статьи.

Почему проблемы с позвоночником не будут препятствиями при занятии йогой Айенгара? Смогут ли заниматься ее не самые терпеливые люди? Как йога помогает беременным? Ответы на эти и другие вопросы читайте далее.

Что такое йога Айенгара?

joga-ajengarajoga-ajengara

Йога – это целый мир. Наверное, вы заметили, как много школ йоги открывается, и как много направлений применяют относительно к этому оздоровительному понятию. Безусловно, правы те, кто не считает йогу сугубо физической активностью. Это целая философия, особый взгляд на мир, на связь духовного и физического. И если вы решились на собственном опыте узнать, что такое йога, нужно выбрать одну из ее разновидностей.

Для тех, кому не нравится фитнес высоких темпов и скоростей, кто любит неспешность, доступность, плавный прогресс, должен обратить внимание на йогу Айенгару.

Это направление названо в честь его создателя, Б.К.С. Айенгара. Правда, сам он был против таких обозначений, считая, что йога едина, цель у нее одна, а методы и стили не имеют существенного значения.

Эксперты уверяют – йога Айенгара подходит каждому: и новичкам, и пожилым, и людям с хроническими болезнями, и тем, кто никогда не занимался ни спортом, ни фитнесом, ни даже обычной зарядкой. И в этом основное преимущество направления.

Особенности йоги Айенгара

Основой этого метода является точное построение поз, а также дыхательные техники. Они должны привести в гармонию тело и ум, что считается базовой целью индийского философского учения.

Йога Айенгара – что это за вид йоги:

  • каждой асане уделяется достаточное количество времени;
  • переход к новой асане всегда плавный;
  • стартуют практики с наиболее простых асан, которые со временем усложняются;
  • характерно для метода статичное выполнение асан с опорой – используются как снаряд стулья, одеяла, а также ремни, кирпичи.

Внешние изменения у того, кто практикует эти занятия, не заставят себя ждать. Тело становится гибче и сильнее, уходят боли в спине, организм настраивается на сбалансированную работу. А через еще какое-то время, вслед за телесными изменениями приходят духовные. Меняется сознание, оно входит в один поток с телом. Говоря проще, человек перестает так часто нервничать, отвлекаться, у него налаживается режим, он становится более чувствительным к себе, лучше начинает понимать сигналы своего организма.

joga-ajengarajoga-ajengara

Основой практики является точное построение поз

Многие йоги-практики отмечают, что уже через несколько месяцев занятий йогой Айенгара они стали меньше болеть. Наступление простуды они замечают не с первыми ее симптомами, а еще до их проявлений: появляется ощущение на духовном уровне. Но для таких изменений нужны систематичные занятия. Начинать заниматься можно в любом возрасте.

Польза и вред практики

Основное преимущество йоги Айенгара – большой терапевтический эффект. Тело выравнивается сначала на физическом уровне, что становится провокатором изменений на энергетическом уровне. То есть йога влияет на психоэмоциональное состояние.

joga-ajengarajoga-ajengara

Польза практики:

  1. Развивает гибкость. В этой спокойной и размеренной практике резкие движения не требуются, потому травмы фактически исключены. Плавно и спокойно человек меняет свое тело, даже не подозревая масштаб его возможностей.
  2. Укрепляет мышцы. Эта практика развивает не только гибкость, но и силу тела. Силовые асаны сначала будут даваться не просто, но со временем придет владение своим телом.
  3. Успокаивает. Хаотичным мыслям во время тренировки не место, человек учится концентрироваться на главном. Это впоследствии помогает ему в разных сферах жизни.
  4. Снимает или облегчает боль. Боли в спине, в поясничном и шейном отделе часто уходят по мере того, как человек впускает в свою жизнь йогу. Он берет свое тело, образно говоря, в свои руки, и решает старые проблемы. Давать такой эффект могут только систематичные занятия, начинать которые обязательно нужно с квалифицированным тренером.
  5. Предупреждает болезни. Эта йога – отличная профилактика заболеваний. Лучше начинают работать нервная, кровеносная, лимфатическая системы.
  6. Помогает избавиться от вредных привычек, нерационального режима, негативных эмоций. Человек лучше начинает контролировать себя. Он снижает уровень стресса, более внимательно относится к режиму питания и качеству сна.

А теперь потому, почему йога Айенгара может быть вредна. Относиться к ней как к физкультуре – неправильно. Если вы хотите подтянуть фигуру и стать более активным физически, существуют десятки других направлений. Йога – это про каналы, про энергию, про питание и образ мыслей.

Невозможно разделить йогу на только физический аспект и только духовной. Люди, не готовые к такому осмыслению, часто форсируют события, меняют ход занятий самовольно, что чревато, как минимум, отсутствием результата, как максимум, травмами.

Кому подходит йога Айенгара

Строгих запретов в этой системе нет – ни пожилой возраст, ни нулевая спортивная подготовка, ни даже беременность не являются запретом к занятиям. Главным условием успешной практики является увлеченность, заинтересованность самого человека в овладении методом.

Присмотритесь к этому направлению йоги, если вы:

  • хотите справиться с сильными эмоциональными потрясениями, которые не дают вам сосредоточиться ни на чем другом;
  • имеете проблемы с позвоночником, суставами, мышцами, а врач в качестве альтернативной ЛФК советует вам йогу;
  • хотите впоследствии заниматься практикой в домашних привычных условиях;
  • находитесь в поиске гармонии, переживаете экзистенциальный кризис.

Не спешите с выводами. Пробное занятие может не увлечь, но нужно, по крайней мере, несколько занятий, которые дадут глубокое понимание метода и собственных изменений, провоцируемых им.

Если любите начинать с теории путь к новому увлечению, то откроет для вас йога Айенгара книга. Автор ее – сам создатель направления Айенгар Беллур Кришнамачар Сундарараджа.

Важность медитации

Айенгара йога – путь к здоровью, и духовному тоже. Чему способствуют не только телесные практики, но и медитации. Медитацией называется состояние слушания, процесс, при котором внутренний инструмент человека настраивается на волну гармонии, на углубление внутрь с целью познания себя.

joga-ajengarajoga-ajengara

Обязательные условия правильной медитации:

  • хорошая концентрация;
  • прямой позвоночник;
  • эмоциональное спокойствие;
  • правильное дыхание;
  • практика, осуществляемая на пустой желудок.

Известно, что медитация развивает интуицию, концентрацию и силу воли. Жизнь становится ярче, человек ощущает себя более сильным, волевым, решительным. Он легче переносит стрессы, проще отказывается от вредных привычек, учится принимать решения без поспешности и лишних эмоций.

Формы занятий

Направление включает в себя 3 уровня сложности. Это деление построено на степени подготовленности человека.

joga-ajengarajoga-ajengara

Переход на следующий уровень возможен после овладения простыми асанами

Описание уровней:

  • Начальный. Новички на этом этапе учатся релаксации. Тренер разъясняет начинающим, как принимать асаны йоги Айенгара в разных позах, происходит подготовительный этап к перевернутым асанам.
  • Основной. Овладение позами продолжается, но на этом этапе практикующие уже переходят к технически более сложным элементам. В это время происходит закладка фундамента знаний к освоению пранаямы (управлению жизненной энергией).
  • Интенсивный. Люди на этом уровне спокойно делают перевернутые позы – могут стоять на голове и предплечьях. Ученики осваивают глубокие прогибы. Они уже готовы к пранаяме.

На начальном уровне учеников больше всего, но самостоятельные занятия пока исключены. Неверно сделанные упражнения не принесут пользы, потому заниматься нужно с тренером.

Йога Айенгара для начинающих

Новички начинают с базы, самого простого, но фундаментального уровня. И только освоив эти позы, можно двигаться дальше.

Базовые асаны:

  • Врикшасана – тренирует равновесие, тренирует мышцы нижних конечностей;
  • Вирабхадрасана 1 – помогает обрести ногам стройность, избавиться и от лишних жировых отложений, придает гибкость шее, плечам, спине;
  • Вирабхадрасана 2 – снимает судороги, помогает нормальной работе внутренних органов;
  • Тадасана – распределяет вес туловища на две стопы;
  • Уттхита Триконасана – идет работа с мышцами ног, раскрытием грудной клетки, избавлением от боли в спине;
  • Паршваттанасана – борется с сутулостью, придает телу гибкости, корректирует работу органов;
  • Шавасана – помогает расслабиться и восстановить силы.

Полный комплекс базовых упражнений можно посмотреть на данном видео. Сначала просто оценить сложность, порядок проведения занятий, а потом уже приступить к нему практически.

Айенгара йога для женщин

joga-ajengarajoga-ajengara

Есть интересная книга, ее автор Гита Айенгар – «Йога для женщин» (или «Йога – жемчужина для женщин»). Особенность этого издания в том, что оно рассматривает йогу именно в преломлении женского начала, показывает, как древнее направление помогает женщине справиться с беременностью, родами, менопаузой, женскими болезнями. Написана книга дочерью создателя направления, а это значит, источники у автора были самые надежные.

Если вы прочтете эту книгу, то уже после первых страниц, вероятно, захотите начать занятия.

Благодаря открытию для себя этого направления йоги, можно:

  • лучше понять свое женское начало – от эмоционального склада до осознания особенностей цикла;
  • мягко подготовиться к беременности и позволить этому периоду быть более благополучным, приятным, здоровым;
  • настроиться на те физические практики, которые помогают нормализовать работу органов репродуктивной системы;
  • за счет комплексных занятий помочь себе пережить стрессы и волнения, научиться «замедляться» и концентрироваться на главном»;
  • посодействовать благополучному течению послеродового восстановления;
  • безболезненно пережить период менопаузы.

И молодые девушки, и зрелые женщины, и дамы, перешагнувшие черту пенсионного возраста, одинаково успешно могут заняться йогой Айангара – для начинающих здесь нет возрастных границ.

Айангара йога для беременных

Недомогания во время беременности – дело частое, но принимать их как должное и молча смиряться и с болью в спине, и с отечностью, и с другими не лучшими физическими спутниками беременности вовсе не обязательно. Уже с первого триместра, с самых ранних сроков можно заниматься йогой, если медики не видят серьезных тому препятствий.

Важно! Главное условие йоги Айенгара для беременных – занятия только с опытным инструктором, который ведет практики именно для женщин в особом положении.

Особенности метода для беременных:

  • дискомфорта во время занятий женщина испытывать не должна, инструктор четко следит за выполнением упражнений, не допуская потенциально опасных для матери и плода асан;
  • на 13-14 неделе гестации йога-активность придется замедлить, в это время организм женщины переживает пик гормональной перестройки;
  • выполнять упражнения можно вплоть до родов, но ровно до появления первых признаков дискомфорта;
  • правильное выполнение асан снижает уровень негативных проявлений раннего токсикоза, препятствует развитию варикоза, отеков и позднего гестоза, появления одышки и аритмии.

А умение расслабляться, которое также приобретается на занятиях, очень помогает женщине именно во время родов. Тело становится более послушным, а умение концентрации на важном избавляет от лишних эмоций, нервов и волнений в самые пиковые моменты родов.

Пример практики для беременных предложен в данном видео.

Отзывы

Чеслава: 5 лет назад я столкнулась со странными симптомами – в ногах потеряна чувствительность, в стопах появились странные навязчивые боли. Хождения по врачам стойкого результата не дали, а невролог и вовсе послал меня к психиатру. Но я пошла на йогу, школа которой открылась в доме напротив. Первый вводный курс (одновременно и терапевтический) длился 2 месяца. А первые результаты были на 5-6 занятии: стала возвращаться чувствительность, какой-то общий тонус стал выше. Сами занятия сначала были сложными в том плане, что все было очень медленно. И только на втором месяце в группе я научилась замедляться, отключаться от всяких забор и тревог. Цели похудеть не было, но за 2 месяца только йоги у меня вес с 67 кг стал 62. И ни одной простуды – это в феврале-то и в марте, самые «сопливые» месяцы для меня. Мой вердикт – йога Айенгара работает, очень мягко и плавно, но однозначно работает.

joga-ajengarajoga-ajengara

Лера: Первая попытка прийти в йогу – 2011 год. Но тренер был на своей волне, и мой интерес быстро спал. Потом пробовала заниматься по видеоурокам, но дома меня отвлекало все. И вот в 2017 году я еду в санаторий, где восстанавливаюсь после последствий тяжелого перелома ноги, ушиба почки и сильного нервного срыва. В санатории работала группа йоги Айенгара, куда я и пошла без особого энтузиазма. Мне попался замечательный тренер, Виктория, она так выглядела, так двигалась, так говорила, что хотелось во всем ей верить и слушаться. В итоге из всех процедур санатория запомнилась мне именно йога – и то ощущение приятного напряжения и одновременно легкости в теле. С тех пор я занимаюсь йогой. Нога не беспокоит, в этом году я даже пробежала «десятку» полумарафона с приличным результатом.

Марина: В нашем перинатальном центре ведутся занятия йогой для беременных. Я, как всегда, была в первых рядах желающих. Ходила 2 раза в неделю со второго триместра и до самых родов. Могу сказать только одно: нас в предродовой было четверо, я одна не пискнула за 7 часов родов, и все схватки, потуги не могу назвать адом. Для меня это был космический опыт, приятный и мощный. Без всяких разрывов и сильной боли я, мамочка весом в 56 кг, смогла родить девочку в 4100. Очень быстро восстановилась, и уже через месяц после родов стала заниматься йогой дома. Вот такое полезное увлечение!

Йога может стать и вашим жизненным спутником – философией, которая поможет и телу, и духу слиться воедино, стать крепче и гибче. Разумеется, это направление не может подойти всем. Но, не попробовав, не узнаешь наверняка.

Приятных и результативных начинаний!

katerina-ivanova-aftorkaterina-ivanova-aftorАвтор статьи Катерина Иванова: «Еще во время учебы в ВУЗе я увлеклась научно-исследовательской работой в области медицинской психологии. И уже 15 лет тема ЗОЖ интересует меня и как исследователя, и как сторонника здорового образа жизни. Фитотерапия, правильное питание (но не диеты!), физические нагрузки (ЛФК, кардио-тренировки, фитнес), забота о психологическом здоровье, активный отдых – это то, что есть в моей жизни».

Статью прочитали: 21

naturopiya.com

Йога Айенгара — что это такое?

Айенгар-йога одно из наиболее популярных направлений в современном западном мире. Своим возникновением эта методика обязана Б.К.С. Айенгару, хотя сам гуру говорил что не знает никакой Айенгар-йоги, а преподает хатха-йогу. Однако отличие этого стиля от «классической» хатха-йоги заметно невооруженным взглядом.

Возникновение данного направления в йоге непосредственно связано с биографией его создателя. Не обладая от природы хорошими физическими данными, гуру стремился сделать практику доступной для каждого, вне зависимости от возраста и физической формы. Пропустив «классическую» хатха-йогу через свое болезненное тело, он ориентировал методику на людей с далеко не идеальным состоянием здоровья.

Биография Б.К.С. Айенгара

Жизнь Беллура Кришнамачара Сундарараджа Айенгара стала ярким примером того, как упорство и сила воли помогают преодолеть изначально неблагоприятные обстоятельства. Айенгар родился в 1918 году в штате Карнатака. Мать и новорожденный стали жертвами «испанки» — эпидемии тяжелейшего гриппа, прокатившейся по миру в те годы. И хотя оба остались в живых, болезнь наложила отпечаток на все дальнейшее существование Айенгара.

Ребенок рос хилым и слабым, к тому же материальное положение семьи нельзя было назвать благополучным – тяжелые условия жизни и постоянное недоедание стали несколько лет спустя причиной развившегося туберкулеза. И, как будто этого было недостаточно, мальчик перенес еще тиф и малярию. Слабая конституция влияла и на успехи в учебе – Айенгар с трудом переходил из класса в класс, так как измученное болезнями тело не давало возможности в должной мере сосредоточиться над книгами.

В возрасте 15 лет произошло событие, изменившее всю последующую жизнь будущего гуру. По семейным обстоятельствам Айенгар переезжает жить в Майсур, в дом мужа своей сестры. Тирумалай Кришнамачарья преподавал йогу, да не кому-нибудь, а самому махараджу и членам его семьи. Разумеется, помимо столь высокопоставленных учеников у Кришнамачарьи имелись и менее знатные последователи.

Брату своей сестры знаменитый гуру тоже показал несколько асан, однако тело Айенгара было настолько закостеневшим и слабым, что тот с трудом мог дотянуться в наклоне до собственных коленей. Кришнамачарья махнул рукой на своего родственника и сосредоточился на других учениках, однако начало было положено – юноша начал заниматься самостоятельно, постепенно осваивая увиденные асаны.

Незадолго до начала Международной конвенции по йоге, где должна была состояться демонстрация достижений приверженцев Кришнамачарьи, лучший ученик гуру бесследно исчез. Волей-неволей гуруджи был вынужден снова обратить внимание на юного брата своей жены. Показав Айенгару несколько десятков асан, Кришнамачарья дал тому всего несколько дней для их осваивания. Юноше ничего не оставалось как приложить максимум усилий, чтобы не разочаровать своего гуру. Демонстрация прошла успешно, однако резко увеличившиеся нагрузки в дальнейшем имели серьезные последствия для здоровья молодого человека.

Изначально Кришнамачарья не считал Айенгара достойным заниматься йогой, утверждая что в этой жизни тот не является «избранным» для такой роли. Лишь благодаря цепи совпадений гуруджи обратил свое внимание на родственника жены, но по-прежнему не видел в нем серьезного потенциала.

Через пару лет при схожих обстоятельствах случился второй судьбоносный поворот в жизни будущего великого йогина. К Кришнамачарье обратился знакомый с просьбой отправить одного из учеников для демонстрации в Пуну на несколько месяцев. Желающих не нашлось и миссия вновь пала на Айенгара. Переезд в Пуну и преподавание стимулировали личную практику юноши. Конечно, все наладилось далеко не сразу — еще долгие годы йогину приходилось терпеть лишения, существуя буквально на грани нищеты. Однако упорство и стремление развиваться постепенно привлекали к Айенгару все больше новых учеников.

Третьим ключевым моментом стала встреча с известным скрипачом Иегуди Менухиным, который пригласил Айенгара в Европу. Повальное увлечение йогой на Западе в те годы помогло ему наконец-то получить заслуженное признание. Всю оставшуюся жизнь, вплоть до своей кончины в возрасте 95 лет, Айенгар нес в массы учение йоги: преподавал, писал книги и даже основал в Пуне институт йоги, который назвал в честь любимой жены.

Особенности йоги Айенгара

Прочувствовав на собственном примере все дискомфортные состояния, которые несет йогическая практика несовершенному человеческому телу, обремененному различными заболеваниями, Айенгар пытался выработать методику, позволяющую заниматься вне зависимости от состояния физического здоровья.

Именно в этом направлении йоги максимально широко используются различные вспомогательные инструменты, так называемые «пропсы»: резинки, валики, деревянные «кирпичи», канаты, перекладины и прочие предметы, позволяющие грамотно перераспределить нагрузку с травмированной части тела. Пройдя под руководством собственного гуру «агрессивную» и жесткую практику, которая привела к многочисленным проблемам со здоровьем в последующем, своих учеников Айенгар призывал к максимальной осторожности.

Занимаясь в юности динамической силовой йогой, с годами он пришел к осознанию преимущества статической практики. Гуру придерживался мнения, что длительное нахождение в какой-либо асане усиливает ее воздействие не только на мышцы, суставы, связки и внутренние органы, но и благоприятно сказывается на эмоциональном и ментальном состоянии.

Характерной особенностью данного направления можно назвать отсутствие сидячих медитаций. Айенгар предлагает соединить асану и медитацию: то есть приняв какое-либо статическое положение, попытаться максимально расслабить каждую клеточку тела. При таком подходе, расслабляя мышцы и убирая зажимы, практик ощущает насколько взаимосвязано физическое, эмоциональное и ментальное состояния. Сосредоточившись на расслаблении, человек погружается сначала в глубины своего тела, а впоследствии и ума.

Также важным аспектом в методике является контроль дыхания, с помощью которого практикующий не только расслабляет мышцы в асане, но и успокаивает свой ум. Айенгар предлагает соединить асану, пранаяму и медитацию в единое целое.

В данном направлении йоги уделяется отдельное внимание женской практике. В биографии Айенгара описывается случай, когда несколько женщин попросили Кришнамачарью провести для них занятия, но по тем временам совместная практика взрослого мужчины и женщин была немыслимым делом. И опять-таки выбор пал на юного Айенгара. Методика практикует индивидуальный подход, позволяя заниматься даже беременным женщинам. В составлении специальных упражнений, ориентированных на особенности женского организма, гуру помогала его дочь Гита.

Популярная сегодня йога-тарапия в какой-то степени основана на йоге Айенгара, поскольку тоже использует различные приспособления для практики и во главу угла ставит принцип «не навреди».

Беллур Айенгар внес значительный вклад в популяризацию йоги на Западе, приспособив ее к нуждам европейцев и сделав доступной практически каждому человеку. В отличие от классической хатха-йоги, ориентированной на здорового и физически развитого человека, Айенгар-йога позволяет улучшить здоровье практикующего вне зависимости от возраста, пола и здоровья.

indiamagazine.ru

Айенгара-йога – что это такое?

Обновлено

Сегодня айенгара-йога считается наиболее популярным в мире направлением йоги. Учение практикуют не только в Индии, но и в других странах. И на это есть свои причины.

Айенгар-йога что это такоеАйенгар-йога что это такое

Основателем учения является Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар. Его заслуга неоспорима. Он сумел создать такую практику, которая была бы под силу каждому, кто пожелает погрузиться в таинство йоги.

Айенгара сделал все для того, чтобы заниматься йогой могли все, независимо от уровня физической подготовленности, возраста, пола, степени гибкости и пластичности тела. В общем, он проповедовал индивидуальный подход к каждому ученику. Это и является залогом успеха и признания данного направления.

Сформировалась йога Айенгара в рамках хатха-йоги, поэтому у них есть много общего, но нельзя забывать и о разительных отличиях. Выясним, в чем суть айенгара-йоги. Это поможет нам понять причину ее популярности.

 

Суть айенгара-йоги

Йога Айенгара – это удивительная возможность придать своему телу анатомическое совершенство, избавиться от эмоционального и физического напряжения, укрепить здоровье, продлить молодость и красоту.

Чтобы лучше понимать, в чем суть йоги Айенгара, узнаем о ее особенностях:

Беллур Кришнамачар Сундарараджа АйенгарБеллур Кришнамачар Сундарараджа АйенгарБеллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар

  1. Основные инструменты практики – асаны и пранаямы. Одна из отличительных черт айенгара-йоги заключается в том, что асаны выполняются статично. То есть, при принятии определенной позы она выдерживается длительное время, в течение которого человек словно замирает. Связки, мышцы и все внутренние органы испытывают терапевтическое воздействие асан.
  1. Айенгар учил, что асаны должны выполняться строго по правилам и в определенной последовательности. Только так будет достигнут должный оздоровительный эффект.
  1. Йога Айенгара подходит как для новичков, так и для тех, кто уже достиг успехов на этом поприще. Уникальность в том, что в зависимости от уровня подготовки, состояния здоровья и индивидуальных особенностей человека подбираются подходящие для него упражнения. Даже люди с невысоким уровнем гибкости и физической выносливости могут начать занятия, постепенно увеличивая нагрузку.
  1. Йога Айенгара располагает 200 асанами. Каждая из них была лично испытана основоположником духовной практики.
  1. Так как у всех разная степень подготовки, индивидуальные физиологические особенности, а у некоторых даже есть проблемы со здоровьем, Айенгар предложил использовать разные приспособления. Валики, стулья, одеяла, ремни и другие предметы позволяют придать телу оптимальное для выполнения асан положение.
  1. В практике особое место отводится йога-терапии. Айенгара-йога поможет облегчить состояние йогина при простудах, колитах, гастритах, проблемах с опорно-двигательным аппаратом (различные деформации позвоночника, сутулость) и других заболеваниях. Эффективность упражнений на себе проверил сам Айенгар. С их помощью ему удалось избавиться от собственных болезней, поэтому йогу он считал путем к здоровью.
  1. Важна не только телесная оболочка человека, но и ментальная составляющая. Умиротворение ума, избавление от навязчивых и неприятных мыслей, душевное спокойствие и легкость мышления – неотъемлемые состояния, достигаемые в процессе занятий йогой и позволяющие добиться выздоровления.
  1. В йоге Айенгара стоит уделять внимание не только асанам и пранаямам, но также изучению философии и морально-этических принципов учения. Чтобы добиться поставленных целей, излечиться от болезней, избавиться от негативных эмоций, необходимо менять свое мировоззрение, систему ценностей и взглядов.
  1. Еще одна уникальная особенность йоги Айенгара заключается в разработке отдельной программы исключительно для женщин. Ввиду того, что женский организм обладает некоторыми физиологическими особенностями, да и эмоциональная сфера представительниц прекрасной половины человечества более чувствительная, чем у мужчин, в основе программы – особый комплекс упражнений. Женщина с их помощью научится прислушиваться к своим внутренним ощущениям и желаниям. Кроме того, она сможет как можно дольше сохранять молодость тела и кожи.

 

Если же говорить о том, чем отличается хатха-йога от айенгара-йоги, то отметим несколько нюансов:

В йоге Айенгара уделяется повышенное внимание детализированной отстройке асан и использованию различного вспомогательного оборудования для придания телу правильного положения. Это делает данную практику доступной людям с абсолютно разным уровнем подготовки.

АйенгарАйенгар

 

Уровни сложности йоги Айенгара

В зависимости от того, насколько подготовлен человек физически и психологически, в айенгара-йоге используются разные программы с соответствующими уровнями сложности:

  1. Начальный уровень – для новичков. Происходит обучение релаксации, асанам в положении сидя и стоя. Выполняется подготовка к перевернутым позам.
  2. Основной уровень. Включает более основательное изучение асан в положении сидя и стоя, выполнение перевернутых поз. Далее происходит переход к более сложным упражнениям – стойка на голове и на плечах. Йогин готовится к освоению пранаямы.
  3. Интенсивный уровень – выполняются самые сложные упражнения: стойки на предплечье и голове, глубокие прогибы, пранаяма.

Уникальная индийская практика айенгара-йога уже давно стала достоянием всего мира. Люди из разных стран успешно практикуют учение великого йогина Б. К. С. Айенгара, который посвятил йоге около 70 лет, сделав ее главным делом и творческим вдохновением всей его жизни.

indiada.ru

Чем полезна практика йога-айенгары для организма

Вы знаете, насколько важна для человека правильная физическая активность? Она не просто поддерживает в тонусе мышцы тела, но и позитивно влияет на память, мышление, и психоэмоциональное состояние. Многие отправляются за физической активностью в зал, изнуряя себя тяжёлыми тренировками, но это точно не для меня. Мне нравится что-то более размеренное и гармоничное, например, — практика йоги. А если вы ещё новичок, то больше всего вам подойдёт йога айенгара.

айенгара йога фото

айенгара йога фото

Что такое йога айенгара?

Основу методики йоги Айенгары составляет традиционная Хатха-йога. А названа она в честь своего основателя — Б.К.С. Айенгара, предположившего и успешно доказавшего, что если грамотно сконцентрировать своё внимание и с умом вытягивать различные части своего тела, то становится реальным полное умиротворение и гармония.

Считается, что Айенгара-йога больше всего подходит для всех тех, кто страдает от каких-то проблем со здоровьем (а значит, практически каждому человеку). Обусловлено это очень положительным терапевтическим эффектом от занятий, который достигается в результате плавного и постепенного воздействия.

Ещё, данная йога, пожалуй, самая деликатная для использования людьми в возрасте: поэтому, если давно хотите отправить своих родителей или бабушку с дедушкой в класс йоги, тогда обязательно учтите этот момент.

По моему мнению, йога Айенгара является самой настоящей азбукой, не зная которую человек не сможет познать искусство йоги. Ведь именно знание йоги Айенгары позволит правильно сориентироваться в вариативном мире йоги двадцать первого столетия.

Если объяснить по-другому – именно Айенгара-йога способна наполнить вас теми познаниями и основами, которые вы сможете применять ещё очень долго, даже если решите осваивать другие направления. Поэтому, если вы очень хотите начать практиковать йогу, но не знаете, с чего начать, начинайте именно с Айенгара-йоги.

Интересные особенности Айенгара-йоги

  • В данной практике асаны выполняются в статике и точно, при этом задействуются различные вспомогательные материалы: одеяла, стулья, планки, кирпичи, ремни и прочие. Именно из-за этого студии для Айенгары-йоги нередко схожи с пыточными камерами. Но подобный реквизит делает практики Айенгары приемлемыми для всех людей, вне зависимости от их возраста, гибкости и состояния здоровья.

Также благодаря вспомогательным материалам намного эффективнее достигается расслабление, человек не чувствует болевого дискомфорта и может максимально уйти вглубь своей личности.

Со временем период выполнения каждой из асан возрастает и человек быстрее оказывается своим сознанием в каждой из областей тела, осознавая различные внутренние колебания с изменениями и перетеканиями. Вместе с этим наблюдается усиление целебного воздействия асан.

  • Каждую асану следует выполнять на протяжение пяти-восьми циклов дыхания с размеренным и не резким переходом к следующей позе. Многие думают, что это делает Айенгара-йогу достаточно скучной. Для них следует напомнить, что самосовершенствование не может быть скучным по умолчанию (если, безусловно, вы не испытываете скуки по жизни, находясь наедине с самим собой).

Естественно, что очень большое значение играет и учитель йоги, а также манера его преподавания: голос, которым диктуются инструкции, какими он пользуется ассоциациями и так далее.

  • Информативная и детальная расшифровка каждой асаны. Если раньше вы совершенно не задумывались о месте нахождения своих «гребней воздушных костей», «внутренней пятки», «внешних бёдер», «диафрагмы» и прочего, то теперь вам обязательно откроются все эти знания.

Сначала, конечно, может произойти настоящий взрыв мозга от того, сколько всего интересного содержит ваше тело и как вы можете всё это собирать, подтягивать и контролировать. Но со временем вы привыкнете и научитесь правильно концентрироваться.

По итогу в течение полутора-двух часов ваш мозг сможет напрочь позабыть обо всех постоянно беспокоящих вас мыслях, так как ваша голова будет занята перевариванием новой информации. Это, пожалуй, наилучшая методика, позволяющая гармонизировать свой разум, лучше понять себя и научиться слушать и понимать собственное тело.

  • Методика Айенгара-йоги основан на максимальной концентрации внимания внутри себя, что в свою очередь выступает замечательной профилактикой стрессовых факторов. Это действие будет происходить из описанного выше, ведь ваше внимание, путешествующее за голосом учителя, максимально концентрируется на своём организме и всех процессах, которые в нём происходят. По итогу вы можете полностью отрешиться от всего происходящего и действительно пребываете только в состоянии «здесь и сейчас».

йога-айенгара предполагает погружение в себя

йога-айенгара предполагает погружение в себя

Как правило, в студиях для Айенгара йоги практики чередуются по неделям. Всё действует по принципу «семь дней выполняем конкретную группу асан».

Вообще же существуют такие разновидности асан:

  1. Упражнения, которые выполняются в стоячем положении.
  2. Наклоны вперёд со скручиваниями.
  3. Прогибы назад.
  4. Практики для восстановления, релаксация, пранаяма.
  5. Упражнения, подбираемые учителем на его усмотрение.
  6. Перевёрнутые позы.
  • Ещё одна, последняя особенность практики Айенгара-йоги заключается в персональном подходе к каждому из практиков. Поэтому не нужно удивляться, если в процессе упражнений на вашем соседе с левой стороны будут положены два кирпича с одеялом, а на соседе с правой стороны – пять одеял с ремнём, планкой и двумя болстерами.

Если у вас вдруг имеются какие-то серьёзные нарушения здоровья – важно обязательно уведомить о них своего учителя. Тогда он правильно подберёт реквизит, чтобы вы смогли добиться точно такого же действия, как если бы были полностью здоровы.

Единственный минус, который можно углядеть в методике Айенгара йоги – после того, как вы получаете так много внимания ко всем мелочам в процессе занятий, если решите заняться иным стилем йоги, то ощутите явную нехватку внимания к своей персоне. В любом случае вы сможете получить такой багаж знаний и мышечной памяти, который будет служить вам ещё очень долгое время. А ваша жизнь после Айенгара йоги просто не может стать прежней!

 Особенности йога-айенгары для представительниц прекрасного пола

Отдельно выделяют такую область айенгара-йоги, как йога для девушек и женщин. Здесь ярко прослеживается новаторство Шри Б.К.С.Айенгар, который первым придумал обучать занятиям йогой представительниц прекрасного пола. Нужно заметить, он смог серьёзно преуспеть в этом, оставив после себя многих достойных продолжительниц.

 Почему йога-айенгара так привлекает женщин? Потому что в ней учитываются все особенности женского тела, нагрузки распределяются равномерно во времена гормональных изменений. А основная цель практики – достичь внутреннюю гармонию и научиться грамотно контролировать и направлять свою энергию.

девушки очень любят йога-айенгару

девушки очень любят йога-айенгару

При этом Айенгара не остановился лишь на физической стороне аспекта, ведь им была издана книга «Йога Дипика. Прояснение йоги», в которой приводятся детальные указания, касающиеся исполнения двести главных асан. Издание иллюстрировано 592 фото, плюс подробными описаниями главных бандх, крий и пранаям.

Кроме того, книга приводит несколько интересных легенд, касающихся происхождения большей части асан, дошедших до нас со времён древности с расшифровкой их названий.

Сейчас в нашем материале мы не станет разбирать эти характеристики, а остановимся на базовых принципах практики, озвученных Айенгаром.

  1. По аналогии с тем, как любой дом не может быть устойчивым, если он не имеет надёжный фундамент, точно также личность не может начать своё саморазвитие, не соблюдая морально-нравственные принципы (яму и нияму). Йога-айенгара основана на указанных принципах, ведь без них становится просто обычной гимнастикой.
  2. Если вы желаете успешно практиковать йога-айенгару, важно безоговорочно верить в результат, соблюдать дисциплину, а также проявлять достаточно упорства и постоянства в выполнении асан.

Когда вы будете практиковать любую из асан – старайтесь максимально погрузиться в данный процесс, не жалейте себя, проявляйте достаточно настойчивости и внимательности. Главное, чтобы вы были честны, прежде всего, сами с собой, плюс проявляли достаточно смелости и осознания. Учитесь погружению во всё, чем вы занимаетесь, ведь лишь так вы сможете развить свою целостность.

  1. Контролируйте процесс своего дыхания. В йога-айенгаре можно полностью вытягивать тело исключительно, если вы синхронизируете подвижность тела и ход своего дыхания.

Когда выходите в асану на задерживании дыхания, необходимо приложить определённые мышечные усилия, чтобы слишком не расслабиться.

Если выполняете асану на вдохе, она будет иметь эффект лишь как физическая нагрузка и не сможет принести вам нужный результат. А если же асана была выполнена на выдохе – она превращается в жизнеспособную и органичную и может воздействовать на вас на физическом плане, делая клетки более здоровыми. Выдох также будет полезен при условии грамотного исполнения позиции, ведь он поможет телу устранить накопившееся в нём напряжение.

  1. Каждая асана должна изучаться с позиции арифметики и геометрии, чтобы выявлять её настоящую форму, — так говорил Айенгар. Займитесь изучением конфигурации асаны. Так асаны могут быть треугольными, круглыми, дугообразными, овальными, прямыми либо диагональными.

Отмечайте формы асан в процессе их выполнения, наблюдайте за ними, изучайте их и выполняйте соответствующие действия, чтобы выполнить упражнение в первозданном виде. Максимально отдайтесь этому процессу, задействуя в нём тело с чувствами умом и сознанием – пусть работает всё ваше естество.

  1. Важно научиться распределять массу туловища равномерно на мышцах, связках, суставах и костях. Соблюдайте баланс между движениями и сопротивлением. Ведь в результате некорректного исполнения асан вы очень быстро столкнётесь с напряжением. А грамотное же их исполнение подарит лёгкость и бодрость на весь день вперёд.
  2. Как правило, все новички совершают основную ошибку – их ум не может работать целостно, а мышление полностью расчленённое.

Поэтому им крайне важно обучаться осознанию сперва отдельных областей своего тела. Благодаря поочерёдной концентрации на каждой отдельно взятой части тела произойдёт переключение ума из состояния, когда концентрация рассеянная к состоянию, когда она однонаправлена.

в практике важно полное расслабление

в практике важно полное расслабление

После этого уже разрешено деликатно адаптировать ум к ощущению движений и осознанию своего тела, как единого целого.

Следующей стадией станет личное знание, когда кроме познания тела вы задействуете ещё и свой разум. Айенгара писал про это следующее: «Аналогично, как два незнакомца представляются друг дружке третьим лицом, также ум в процессе занятий представляется разуму, а ведь он, как известно, — это третье орудие человека.

Ум говорит разуму: «Взгляни на то, что здесь происходит. Разреши мне представить тебе колено. Разреши мне представить теле плечи. Разреши мне представить тебе ступни». Таким образом происходит знакомство разума и тела, в котором содействует ум.

Айенгар говорил про то, что в процессе выполнения этой работы ум словно исчезает, а ваши разум и тело получают возможность подружиться, то есть превращаются в единое целое.

  1. Создатель метода Айенгар говорил про то, что существует две методики занятий йогой. Первая заключается в полном погружении, когда стираются прошлые впечатления, однако, занятия происходят регулярно с исправлением всех ошибок и постепенным стремлением к точности и самосовершенствованию. Это практика духовной йоги.

Если же вы будете колебаться, ваш ум начнёт блуждать или возникнет разлад между вашим «Я», организмом, умом и мыслями – это уже вариант чувственной практики.

Айенгар писал следующее:

«Каждый из нас является новичком в йоге. Я также являюсь новичком по отношению к тому моменту, на котором я завершил свою вчерашнюю практику. Я не стремлюсь к перенесению вчерашних поз к сегодняшней практике. Я сохраняют их в памяти, а сегодня, когда выполняю вчерашние позы, снова впадаю в состояние новичка.

Я не нуждаюсь во вчерашнем опыте. Я хочу снова переживать то новое осознание, вдохновение, которое может посетить меня сегодня, кроме того, которое я ощущал вчера.

Не забывайте про то, что опыт и знания, рождённые из опыта, в миллионы раз сильнее приобретённых и накопленных знаний. Те знания, основу которых составляет опыт, субъективны и реальны, в то же время, как приобретённые знания, хотя они и объективны, способны ввести нас в сомнения.

Поэтому необходимо учиться, делать, и снова учиться, имея в душе своей уверенность, отвагу и ясное мышление».

Теперь вам известно, какими особенностями отличается стиль Айенгара-йога. И, как становится понятно, даже такой, с первого взгляда достаточно терапевтический метод обладает своими более глубинными принципами и идеями.

Ещё один положительный момент – в данном методе отсутствуют какие-либо ограничения. Самое главное условие – наличие искреннего желания. А эффект будет находиться в зависимости от вашей мотивации и той цели, которую вы ставите перед собой.

В завершение темы рекомендую вам к просмотру увлекательный видео-материал:

Marissa

tayniymir.com

асаны. Йога Айенгара для начинающих

«Йоги выше аскета, ученого и человека действия; будь же йогином, о Арджуна!» ( Кришна Арджуне «Бхагавад-гита»)


Йога Айенгара известна во всём мире, начиная с середины XX века. Что сделало её такой популярной и почему множество начинающих изучать йогу останавливают свой выбор именно на ней мы рассмотрим в этой статье.

Чем отличается хатха-йога от Айенгара


Многим практикующим известно что такое хатха йога. Это один из самых популярных и доступных видов йоги, основанный еще в X-XI веках нашей эры Мадсьеранатхом и включающий в себя практически все ступени из так называемой восьмеричной йоги — аштанга йоги, впервые описанной в «Йога-сутрах» Патанджали.


Считается, что хатха-йога с её уклоном на физическую составляющую в большей мере делает акцент на первые 4 ступени аштанга-йоги: яму, нияму, асаны и пранаяму и таким образом готовит адепта к более высоким формам йогической практики, которые входят в комплекс Раджа йоги и связаны прежде всего с развитием психического контроля над эмоциональным состоянием и переходом сознания на новый уровень прямого, ясного мышления, связывающего человека с его высшим Разумом и в конечном счете с Брахманом.


Однако уже и в хатха-йоге ученик начинает практиковать все ступени аштанга-йоги, пожалуй, за исключением последней заключительной ступени — самадхи. Это состояние возможно даже сложно представить в качестве ступени или ещё одного шага для достижения, т.к. категория самадхи выходит за пределы одной лишь функциональности, это во многом метафизический аспект, связанный с самореализацией человеческой сущности.


Со времён зарождения хатха-йоги прошли сотни лет и за это время практикующие, превратившиеся в гуру и в свою очередь передающие знания новым поколениям учащихся усовершенствовали первоначальные техники выполнения асан и их количество настолько, что теперь в хатха-йоге насчитывается несколько сотен различных асан, не считая их вариаций и облегченных видов исполнения упражнений.


Айенгар систематизировал разрозненные асаны, распределил их по группам, разработал техники выполнения и явился во многом новатором в использовании йоги как терапевтического средства, которое помогает людям вновь обрести здоровье без применения таблеток и других химических средств. В этом одна из самых главных заслуг великого йогина. Интересно отметить, что сам Айенгар не считал свой метод авторским и когда его спросили о так называемой «Йоге Айенгара», то он ответил, что ему такой вид неизвестен и то, что он практикует есть ни что иное, как хатха-йога. Разумеется это так и есть, но те методы, специально разработанные, чтобы помочь новичкам, людям мало подготовленным или пришедшим к йоге довольно поздно помогают практикующим обрести веру в себя и свои внутренние силы, а важность этого нельзя переоценить.

Йога Айенгара для начинающих


Айенгар написал 14 книг на различные темы йоги, среди которых настольной книгой многих йогинов стала «Прояснения йоги» («Light on Yoga»), опубликованная им ещё в 1965 году. В своих книгах он дает практическое руководство к освоению асан, мудр и пранаям. Очень важное качество, отличающее йогу Айенгара от хатха-йоги и других видов йогических практик это то, что Гуруджи, как называли великого йогина его последователи, дает пошаговые рекомендации по выполнению асан.


Он ничего не оставляет на волю случая и в йоге Айенгара очень мало места для импровизации, потому что у него всё продумано до мелочей. Поэтому на курсах йоги Айенгара отводится большое значение словесному описанию поз, полной проработке входа и выхода из них, а не просто следование визуальному примеру инструктора. Такой подход во многом оправдан, т.к. для начинающего практикующего ещё трудно копировать позу учителя, лишь посмотрев на него.


Во-вторых, тут многое зависит от способностей обучающегося к визуальному запоминанию, а также способности точной имитации асаны на первоначальном этапе, что само по себе непросто, т.к. для новичков даже простейшие асаны могут представлять трудности, ведь большинство никогда не занимались растяжкой целенаправленно, не укрепляли сухожилия, да и физические нагрузки как таковые у многих остались в прошлом.


Поэтому само копирование, выполняемой инструктором асаны может быть далеко неточным в силу неразвитых возможностей практикующего и пошаговые инструкции по отстройке асаны, а также рекомендации, относящиеся к дыханию и времени удержания позы будут очень кстати для начинающих практикующих.

Доступность йоги Айенгара для начинающих


В том, что Айенгар приложил много усилий для того, чтобы сделать йогу максимально доступной для людей разного уровня физической подготовки и возрастных категорий говорит несколько шутливый термин, применяемый к описанию методов, предложенных этим гуру для облегчения выполнения асан на начальном этапе обучения. «Йога с мебелью» так называют её некоторые,а всё из-за того, что Айенгар, стараясь сделать йогу полезной и лёгкой для начинающих, разработал множество вспомогательных приспособлений таких как валики, деревянные кирпичи, ремни, специальные табуретки и т.д.


Использование этих средств значительно облегчает первые шаги в освоении йоги, а для людей, достигших определённого возраста, когда так просто с разбегу не станешь через пару недель гибким метод Айенгара просто палочка-выручалочка. Без этого многие бы не рискнули выполнять асаны довольно продвинутого уровня, но используя безыскусный «инструментарий», разработанный мастером можно смело начинать разучивать и более сложные позы. Выходит, что люди разных возрастных категорий могут отслеживать свой прогресс и не стоять на месте, считая, что путь к более сложным асанам для них закрыт.

Йога Айенгара: асаны и их систематизация


Как уже было сказано Айенгар систематизировал йогические асаны и сделал он это по нескольким направлениям:

  • за основу взято анатомическое строение тела человека.
  • анатомическая структура движений различных частей тела, для которых предназначены те или иные асаны.
  • эффект, который они оказывают на физическое тело и психику человека.


Исходя из этого Айенгар разделил асаны на 10 категорий:

  • В первую он включил исключительно позы стоя.
  • Во второй — позы с наклонами вперед, которые хорошо прорабатывают спину и поясничный отдел, а также оказывают успокаивающий эффект на психику.
  • В третьем разделе он объединил позы сидя и лёжа на спине.
  • В четвёртом включены перевёрнутые позы. Они особенно хороши для расслабления тела и снятия эмоционального напряжения в конце дня.
  • Пятый раздел связан с асанами, которые тонизируют и массируют мышцы живота и внутренних органов. Многие из этих асан включают подъём ног или удержания баланса их положения сидя или стоя.
  • В шестом разделе включены асаны для вытягивания позвоночника и скручивания. Им уделено особое внимание, т.к. при условии правильного выполнения с помощью комплекса асан этого типа можно предотвратить и вылечить многие дисфункции позвоночного столба.
  • Седьмой раздел как противоположность второму посвящен наклонам назад, прогибам. Они отлично тонизируют и придают организму бодрости.
  • VIII, IX и X разделы более специфичны и посвящены практике асан с применением веревки, или таким, которые специально предназначены для беременных женщин.


В классификации Айенгара есть ещё пара разделов, но в них в большей степени уделяется внимание комплексной практике асан, мудр и пранаямы (управляемого дыхания), а также дхьяне, т.е. медитации.

Йога Айенгара для женщин


Посвятив более 70 лет исключительно изучению и преподаванию йоги, Айенгар разработал свои методики выполнения и отстраивания асан, а также выделил в отдельные категории те асаны, которые наиболее показаны для женского организма и продиктованы его анатомическим особенностями. Впоследствии, когда в 80-х годах прошлого века сам Айенгар отошёл от практики преподавания, передав эстафету своим детям, Гита Айенгар продолжила работу и даже опубликовала труд «Йоги для женщин», где она систематизировала наработки своего отца, сделанные в этой области и объяснила, почему йога для женщин может быть выделена в отдельную категорию.


Интересно отметить, что также как и отец маленькая Гита в детстве была слабым ребенком и переболела несколькими тяжёлыми заболеваниями, включая нефрит. Тогда отец ей сказал, что если она не хочет отправиться в мир иной раньше времени у неё есть только один выход — начать заниматься йогой, также как когда-то сделал он сам. Известно, что в юности Айенгар болел туберкулезом, жил в бедности и был физически слаб. Но открыв для себя йогу, он значительно улучшил состояние своего здоровья, и это мотивировало его к тому, чтобы помочь сделать йогу доступной для других, научить людей использовать этот инструмент совершенствования тела и ума с практической целью для улучшения самочувствия.


Гита в конце концов послушалась совета отца и через некоторое время серьёзно занялась йогой, что помогло ей восстановить здоровье и сделать это своей миссией — помогать людям открыть для себя йогу и исцелиться. О том, что йога действительно эффективное средство для улучшения физического состояния может говорить тот факт, что сам Айенгар прожил почти 96 лет и в течение жизни оставался активным и бодрым человеком.


Опыт Айенгара оценили не только на родине в Индии, но и в других частях света. Один из примеров, по которому мы можем судить об этом является то обстоятельство, что он был приглашён в качестве учителя йоги для королевы-матери Бельгии, которой на тот момент было 84 года, и их сотрудничество продолжалось в течение 8 лет.


Йога Айенгара помогла множеству людей восстановить своё здоровье, найти эмоционально-психический баланс и начать вести гармоничную и более уравновешенную жизнь.

asanaonline.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *